Василий Зубков, экономический обозреватель "РИА Новости".
Приоритетный национальный проект по развитию сельского хозяйства России набирает темп. Хотя говорить о некоем переломе сейчас можно лишь в животноводстве. В первом полугодии, по данным Минсельхоза, производство мяса выросло на 3,6% и молока на 1,5%. Начато строительство и разработана проектная документация для 144 новых свиноводческих комплексов. Выросло на 10% поголовье свиней. Такие темпы позволяют надеяться, что к 2010 году стадо может увеличиться на 6-7 млн. голов. Но уже ясно, что в следующем году производство свинины в убойном весе возрастет на 25% по сравнению с 2005 годом, что даст прибавку на 400 тысяч т. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев призывает уже сейчас выработать меры по защите внутреннего рынка и отечественного производителя от чрезмерного импорта мяса.
Значительно вырос ввоз в страну племенного скота из Германии, Голландии, Австрии, Венгрии и даже Австралии. Чистопородный скот в ближайшем будущем повысит на 20-30% удои молока и даст дополнительно десятки тысяч тонн говядины.
И здесь надо сказать о роли «Росагролизинга», единственной в стране государственной лизинговой компании. Она на условиях гораздо более выгодных, чем раньше поставляет грузовики, сельхозтехнику и племенной скот для крестьян. Они смогут рассчитываться не за пять лет, как раньше, а за десять. Дешевый лизинг - это одна из наиболее эффективных форм поддержки агросектора. В текущем и следующем году общий объем лизинговых услуг крестьянам определен в $150 млн. В госбюджете на 2007 год предусмотрено выделение средств на пополнение уставного капитала «Росагролизинг» почти $300 млн.
Есть и определенные достижения в охвате дешевым целевым кредитованием крестьянских хозяйств специализированном «Россельхозбанке». В рамках национального проекта в этом году открыто в сельских районах 700 отделений и планируется открыть еще полторы тысячи. Соответственно растет и количество кредитов для сельхозпроизводителей, особенно мелких и средних.
Еще одна программа в рамках аграрного нацпроекта - это строительство жилья для молодых сельских специалистов. Она тесно переплетается с другим нацпроектом «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». И хотя обобщенных данных по уже возведенному жилью в сельских регионах еще нет, но можно смело говорить о тысячах домов и квартир для специалистов в15 пилотных регионах и трех экспериментальных площадках.
Было бы больше, как считает первый вице-премьер Дмитрий Медведев, но необоснованные ограничения при строительстве малоэтажного жилья и отсутствие организационно-правовых форм объединения индивидуальных застройщиков и проблемы с выделением земли под индивидуальное строительство пока сдерживают темпы строительства.
Приходится констатировать, что сельское хозяйство России не пользуется большой экономической поддержкой бюджета. По расчетам специалистов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), уровень поддержки сельхозпроизводителей по отношению стоимости агропродукции в 2004 году в России составлял 5%. Для сравнения, в Китае - 8%, в странах ЕС - 34%, в Японии - 58%. Поддержка национального сельского хозяйства России обходится 0,8% ВВП, хотя расходы государства на развитие этой отрасли в последние годы постепенно растут. Вот и сейчас стало известно, что в будущем году из бюджета выделяется средств на 7,1% больше.
Отличительной чертой российской агрореформы является то, что она начата и развивается в условиях отсутствия Закона « О сельскохозяйственном развитии РФ». Проект этого закона, внесенный Правительством, прошел пока первое чтение. Президент Путин пообещал, что закон будет принят в четвертом квартале.
Председатель думского комитета по аграрной политике Геннадий Кулик, объясняет неприятие закона: нынешней неясностью в системе кредитования крестьян, в том числе и для покупки земли; непрописанностью вопроса страхование будущих урожаев, что в зоне рискованного земледелия России абсолютно необходимо; отсутствием четко прописанной формулы гарантированной поддержки государством национального сельского хозяйства.
Депутат предлагает внести в будущий закон хотя бы те положения, которые опробованы в этом году в ходе реализации национального проекта по развитию аграрного сектора.
Пока же получается, что без базового Закона о развитии сельского хозяйства, приоритетный агропроект, даже успешно стартовавший, скорее «кампанейщина» кремлевской администрации, чем законодательно оформленное желании нации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.