Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований РАН.
Идея использования технологии боевых ракет для запусков космических аппаратов реализуется во всем мире достаточно широко. В создание ракетных комплексов были вложены колоссальные интеллектуальные и материальные ресурсы. Не использовать этот потенциал было бы неправильным не только с экономической, но и с этической точки зрения.
Первая советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, знаменитая королёвская «семерка», оказалась настолько надежной и востребованной, что в течение уже более полувека с момента ее создания она остается одним из основных средств реализации многих российских и зарубежных космических программ. Гражданские модификации «семерки» использовались для запуска первых спутников, лунных и межпланетных станций, полетов человека в космос по программам «Восток», «Восход», «Союз». Очередной шаг в ее модернизации, направленный на улучшение энергетических характеристик, повышение точности выведения полезных нагрузок в космос и совершенствование методов эксплуатации, - ракета-носитель «Русь». Она будет запускаться не только с российского космодрома Плесецк и арендуемого у Казахстана Байконура, но и с космодрома Куру во Французской Гвиане. Адаптированная к условиям эксплуатации на этом космодроме ракета получила обозначение «Союз-СТ».
Особенно активное развитие проекты переоборудования боевых носителей в ракеты космического назначения получили в России в начале 1990-х годов. Тогда с боевого дежурства планировалось начать снимать сразу много стратегических ракет. Их можно было либо утилизовать традиционным способом, что и дорого, и наносит вред экологии, либо ликвидировать, запустив в космос с полезной нагрузкой.
На сегодняшний день существуют шесть крупных конверсионных проектов: «Старт-1», «Рокот», «Штиль», «Волна», «Стрела» и «Днепр». Каждый из них породил одноименную ракету-носитель. Все они относятся к классу легких, способных выводить космические аппараты на низкие орбиты высотой до 2000 км.
У «Старта-1» - разработчик носителя Научно-космический центр «Комплекс-МИТ» - три нижние ступени позаимствованы у мобильной баллистической ракеты «Тополь» (РС-12М). Остальные элементы - разгонный блок, доводочная ступень и головной блок - спроектированы заново. Отличительная особенность этого носителя в том, что он может запускаться, как и его «прародитель», с подвижного транспортно-пускового устройства. При таких достоинствах, как мобильность и способность находиться в высокой степени готовности к пуску практически неограниченное время, стоимость запуска «Старта-1» невелика - порядка 8,5 млн долл.
«Рокот» - пожалуй, один из самых удачливых примеров конверсии. На сегодняшний день у него больше всего успешных запусков по сравнению с другими конверсионными носителями. Единственная авария произошла из-за некорректной разработки программы полета, то есть человеческого фактора. Так уж случается, что после многократных проверок на заводе и космодроме, тройного, а то и более контроля, срабатывает именно человеческий фактор.
Ракета-носитель «Рокот» создана Центром Хруничева на базе баллистических ракет РС-18 (по западной классификации - SS-19 «Стилет») и состоит из трех ступеней. Первые две представляют собой блок ускорителей боевой ракеты. В качестве третьей используется разгонный блок «Бриз-КМ», который заменил штатный блок разведения боеголовок.
Специалисты Научно-производственного объединения «Машиностроение», создавая на базе все той же баллистической ракеты РС-18 носитель «Стрела», пошли по другому пути - как можно меньше переделок в хорошо отработанной конструкции боевой ракеты. В результате все штатные элементы РС-18 за исключением головного обтекателя остались на своих местах, а в составе космической головной части появился новой блок. В нем разработчики разместили дополнительную систему стабилизации и всю аппаратуру, необходимую для того, чтобы боевая ракета могла выполнять космические задачи. Такая переделка позволяет «Стреле» выводить на орбиту меньшую по сравнению с «Рокотом» полезную нагрузку, зато обходится дешевле.
Пока не особенно хорошо обстоят дела с конверсией морских баллистических ракет. Государственный ракетный центр «КБ им.В.П. Макеева» разработал несколько конверсионных программ: «Зыбь» (переоборудованная баллистическая ракета РСМ-25), «Штиль» (РСМ-54), «Волна» (РСМ-50), «Прибой» (сборка из отдельных ступеней РСМ-52, РСМ-54 и новых, специально разработанных элементов) и «Риф-МА» (переоборудованная РСМ-52 для старта с борта самолета Ан-124).
Первой в декабре 1991 г. полетела одноступенчатая «Зыбь», отличавшаяся от боевой лишь тем, что у нее была перепрограммирована система управления. В июне 1995 г. запускается двухступенчатая «Волна», на которой вместо боеголовок установили исследовательский модуль. В июле 1998 г. состоялся первый в истории запуск ракеты на космическую орбиту с подводной лодки, причем из подводного положения. «Штиль-1» вывела в космос сразу два спутника.
В настоящее время только «Штиль-1» и «Волна» находятся в «космической» эксплуатации. Программы «Прибой» и «Риф-МА» пришлось закрыть - не было денег. По этой же причине остановлены работы по переоборудованию под космические пуски стартового комплекса на полигоне Нёнокса в Архангельской области, где испытываются новые модификации морских боевых баллистических ракет.
Носитель «Днепр» - это конверсионный вариант МБР РС-20 ракетного комплекса «Воевода» (SS-18 Satan по западной классификации). Вместо боевой части на «Сатане» устанавливается специально разработанная головная часть, а также меняется полетное задание.
Первый раз РС-20 как ракета-носитель «Днепр» стартовала в 1999 г. На сегодня выполнено уже семь пусков. В основном это были кластерные запуски, когда на орбиту выводилось одновременно несколько (до десятков) космических аппаратов. Подписаны новые контракты. Портфель заказов заполнен на три года вперед. Предполагается, что ежегодно будет выполняться по два-три пуска. При этом «Днепр» может стартовать не только с Байконура, но и с пусковой базы «Ясный» - позиционного района ракетной дивизии в Оренбургской области, то есть с территории России. Тем самым снимаются ограничения, налагаемые Казахстаном на запуски с Байконура ракет с агрессивными компонентами топлива. При этом стартам из «Ясного», так же, как и пускам с Байконура, предшествовала серьезная экологическая экспертиза на отсутствие их вредного воздействия на окружающую среду. После каждого пуска ракеты предусматривается проведение дополнительного экологического мониторинга, что вообще-то является стандартной процедурой для ракетной техники, независимо от территориального расположения стартовой позиции.
Разрабатываются новые варианты средств выведения на базе «Днепра», обеспечивающие доставку полезных нагрузок на высокие орбиты и даже отлетные (к Луне, Венере, Марсу) траектории. В частности, дополнительные одноступенчатые и двухступенчатые разгонные блоки - по сути автономные космические буксиры, имеющие модульное построение и существенно увеличивающие энергетические возможности носителя. Отличительная особенность такого варианта - сохранение базовой ракеты без каких-либо доработок. Первый сертифицированный пуск нового «Днепра» запланирован на конец 2006 - начало 2007 гг. Оснащенный космическим буксиром, он сможет отправить груз массой более полутонны к Луне или 350 кг - к Марсу.
В сегодняшнем варианте коммерческая стоимость запуска «Днепра» составляет от 15 до 20 млн. долл. «Мы рассчитываем, что ракетные комплексы с ракетой РС-20 сохранятся в боевом составе Ракетных войск стратегического назначения до 2016-2018 годов, - заявил командующий РВСН Николай Соловцев. - В период до 2020 г. эти МБР могут использоваться для космических запусков в рамках программы «Днепр». В качестве конверсионных будут реализовываться ракеты, простоявшие на дежурстве 18-20 лет. При этом пуски дадут возможность оценивать состояние остающихся на боевом дежурстве МБР и продлевать гарантийные сроки их эксплуатации. Если пускать по два-три «Днепра» в год, то ракет хватит примерно на 20 лет».
Использование конверсионных ракет позволит выполнять все задачи Федеральной космической программы России по выведению в космос аппаратов легкого класса, а также проводить коммерческие запуски зарубежных полезных нагрузок. Во втором случае объем предоставляемых услуг будет, в значительной степени, зависеть от решений руководства США. Причина этого в том, что в большинстве иностранных спутников используются американские технологии и комплектующие элементы. Если их более 25%, то для реализации проекта требуется получение лицензии правительства США. Она может быть не выдана, если конгресс усмотрит в использовании российских избыточных баллистических ракет для космических услуг отрицательные последствия для ракетно-космической промышленности США.
Ситуация может еще более осложниться в связи с последней инициативой Буша, объявившего себя «привратником Вселенной» и пригрозившего закрыть выход в космос неугодным для США странам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.