Рейтинг@Mail.ru
Население не почувствует увеличения платы за воду, заявил Хамитов - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Население не почувствует увеличения платы за воду, заявил Хамитов

Читать ria.ru в
"Сейчас идет работа над тарифами по платежам на 2007 год. Предполагается, что ставки возрастут примерно в 1,5 раза по сравнению со ставками водного налога. Средняя стоимость воды в России сегодня - около 400 рублей за тысячу кубометров. Соответственно, будет около 600 рублей".

Интервью с руководителем Федерального агентства водных ресурсов Рустэмом Хамитовым в преддверии вступления в силу нового Водного кодекса России 1 января 2007 года

- Рустэм Закиевич, какие перемены ожидают водное хозяйство страны со вступлением в силу нового Водного кодекса 1 января 2007 года?

- Прежде всего, Водный кодекс намечает переход от административных отношений к гражданско-правовым в вопросах водопользования.

Если раньше выдавалась лицензия, действие которой можно было немедленно прекратить в случае нарушений, то теперь будут заключаться договора водопользования, которые расторгнуть в одностороннем порядке невозможно, только по суду. Здесь на взгляд законодателя больше защищены права водопользователей от административного произвола властей.

Кроме того, предусмотрен уход от федерального водного налога и переход на систему платежей за пользование водными ресурсами. Размер платежей будет определяться договором водопользования.

По-новому рассматривается вопрос о собственности на водные объекты. В целом, все водные объекты являются федеральными, за исключением прудов и обводненных карьеров. Если такие водные объекты располагаются на землях субъекта РФ, муниципалитета, юридического или физического лица, они принадлежат им. Фактически, часть водных объектов может находиться в собственности частных лиц, для прудов или обводненных карьеров приватизация возможна. Причем, она происходит автоматически с 1 января 2007 года при условии, что у земельного участка, на котором располагается пруд, только один хозяин. Если на него выходит два или три участка - он не может быть частным.

Несколько изменяется режим водоохранных зон. Водный кодекс разрешает строительство жилых домов, других строений и производств на территории водоохранных зон при условии, что они имеют очистные сооружения. Таким образом, с 1 января 2007 года, все многообразие строений, имеющихся на берегу, будет с одной стороны узаконено, как объекты недвижимости, а с другой, так как у большинства нет очистных сооружений, окажется вне закона. Сейчас разрабатываются регламенты, каким образом бороться с такого рода правонарушениями. Как воздействовать на хозяев. Одновременно, в Водном кодексе указывается, что береговая полоса шириной 20 метров никем и не при каких условиях не может быть застроена (кроме портов), не может быть приватизирована и является общедоступной - любой человек может находиться на берегу, пользоваться водоемом. Частник выходить к воде со своим забором и инфраструктурой не может, ни при каких условиях.

- Как вы относитесь к поправкам сенаторов в этой части, касающихся запрета на владение водными объектами, являющимися источниками питьевого водоснабжения?

- Это фактически наша просьба. Мое глубокое убеждение, что приватизация водных объектов - должна быть исключительно редким событием, не затрагивающим интересы людей, которые рядом находятся. Я надеюсь, что Госдума примет этот законопроект.

- Как идет работа по юридическому и нормативному сопровождению данного документа? Какие нормативные акты должны быть приняты, прежде всего, до конца года, чтобы кодекс заработал?

- Сейчас в Правительстве РФ рассматриваются 24 постановления, кроме того, разрабатываются около 20 нормативных актов Министерства природных ресурсов и 15 документов Росводресурсов. Без этих документов Водный кодекс работать не будет. Я рассчитываю, что основная часть правительственных документов будет подписана в ноябре, а в декабре закончится разработка документов МПР России и Росводресурсов.

- Насколько дороже станет пользование водными объектами для промышленных предприятий в 2007 году, а насколько для граждан?

- Новый Водный кодекс не регулирует этот вопрос. Стоимость регулируется постановлением правительства, которое определяет предельные ставки платежей для федеральных водных объектов. Муниципальные и региональные водные объекты регулируются законодательством субъекта, муниципалитета.

Сейчас идет работа над тарифами по платежам на 2007 год. Предполагается, что ставки возрастут примерно в 1,5 раза по сравнению со ставками водного налога. Средняя стоимость воды в России сегодня - около 400 рублей за тысячу кубометров. Соответственно, будет около 600 рублей. Фактически, население не почувствует увеличения платы за воду - ее устанавливают власти исходя из показателей работы водоканалов. Стоимость воды в кране в структуре квартплаты составляет сегодня около 2%, таким образом, увеличение составит 0,7-1%. Это не те цифры, которые могут каким-то образом поколебать бюджет семьи.

Я не хочу сказать, что это правильно. Сегодня объем собираемых платежей и налогов за воду составляет около 14 миллиардов рублей ежегодно. В то же время, проблем, которые надо решать на воде - на 50 миллиардов рублей в год. А если сюда включать очистку стоков и водопроводное хозяйство городов - это 150 миллиардов рублей. В мире реализован принцип «вода платит за воду»: ставка платежей составляет ровно столько, чтобы собрать необходимую для ведения водного хозяйства сумму. Конечно, в перспективе, стоимость воды будет повышаться.  Но у нас, можем сказать точно, нет планов резкого увеличения.

- Кого необходимо сегодня обязать платить за воду и почему?

- Конечно, сегодня нам хотелось бы, чтобы плательщиками были судоходные компании, предприятия сельского хозяйства. Первые имеют значительный флот, который при своем движении по рекам и озерам наносит существенный вред и водоемам и берегам, а компенсируется он фактически за счет государства. В поливном земледелии и мелиорации также вода использует бесплатно. Однако, сегодня существует диспаритет цен в промышленности и сельском хозяйстве, поэтому попытка заставить платить сельхозпроизводителя ни к чему не приведет - они не могут платить.

- Что касается подземных источников воды, возможно ли вместе с участком приобрести свой личный родник?

- Я против приватизации подземных водоемов. Законодатели считают возможным разделить подземную и поверхностную воду. Все вопросы пользования подземными водами регулируются законом «О недрах», новая редакция которого сейчас готовится. Там, насколько я знаю, революционных идей о приватизации подземных месторождений воды нет и, скорее всего, не будет.

- В каких случаях будут выдаваться договора на водопользование, а каких решения?

- Договор водопользования выдается на три вида пользования: изъятие воды в промышленных объемах (речь не идет о поливе огорода), выработка электроэнергии на ГЭС и использование акваторий. Построил базу отдыха на берегу, собираешься использовать в акватории катера, водные мотоциклы - заключаешь  договор водопользования и платишь.

Есть ряд видов водопользования, которые будут осуществляться на основании решения. Это аналог лицензии, но работы могут осуществляться бесплатно. Например, производство работ  в русле реки, прокладка трубопроводов, строительство портов, дноуглубление, сброс сточных вод.

Есть виды водопользования, которые не требуют ни решения, ни договора. Пришел человек к реке - купается, берет воду для полива сада-огорода. Корову также можно поить бесплатно, даже если у тебя большая ферма и коров 500 тысяч голов. Самолет может приземлиться бесплатно, пожарные также пользуются водой без оплаты, экологи, исследователи, ученые, хотя, под последнее можно замаскировать самые разные виды пользования. Тем не менее, все это прописано в законе.

Болото - это то же водный объект, это территории, где рождаются и подпитываются реки, селится различная живность. Законодатель же посчитал, что здесь производство работ по добыче нефти, газа, полезных ископаемых, строительству трубопроводов, прокладке дорог может осуществляться и без договора, и без решения.

- Как пресекать нарушения, которые может допустить водопользователь?

Договор в одностороннем порядке расторгнуть нельзя, можно только приостановить его действие в случае грубых нарушений. Предполагается, что приостановить можно  будет на месяц-два. Если за это время нарушения не будут устранены, начинается судебная процедура - это дело долгое. С одной стороны такой порядок защищает водопользователей от административного давления властей, с другой стороны - делает сложным защиту интересов государства.

- Что войдет в водный реестр и кто будет его вести?

- По сути говоря, этот документ должен будет содержать в информацию о всех водных объектах, которых у нас в России около 5 миллионов. Также сюда войдут сведения о водоохранных зонах, населенных пунктах, трубопроводах, дорогах, о тех, кто берет, кто сбрасывает воду. Фактически, это главная информационная база страны по водным объектам. На сегодняшний день она существует, но не в таком полном виде, как хотелось бы. Последний раз водные ресурсы оценивались и переписывались в 1984 году. С 1 января начнется наполнение реестра - это будет сложная, дорогая система.

- Каким образом и кто будет устанавливать целевые показатели качества воды и нормативы допустимых вредных воздействий на водные объекты?

- Примерно 2% воды наших рек сегодня забирает для своих нужд промышленность и города, отработанные они возвращаются в реки в виде стоков. Кроме того, дождь, тающий снег тоже стаскивают в реки грязь. В массе своей качество воды плохое - особенно на Европейской части территории РФ.  В связи с этим будут вводиться целевые показатели качества воды - каких показателей, скажем, надо достигнуть через 10 лет в отношении воды в Волге. Разработкой показателей  будет заниматься наше агентство. Работа начнется с проведения мониторинга по степени загрязнения водных ресурсов.

Исходя из целевых показателей, будут устанавливаться и нормативы вредных воздействий. Например: с территории города Москвы смыв дождевой воды должен будет обязательно пропускаться через очистные сооружения. Контроль за исполнением будет осуществлять Росприроднадзор.

- Водный кодекс меняет статус бассейновых советов? Сколько их будет, представители каких ведомств туда войдут? Какими полномочиями они будут наделены?

- Во Франции бассейновые советы имеют очень высокий статус - без них ничего делать на реке или на озере нельзя, они же собирают платежи за воду. У нас  в России законодатель пока побоялся дать какую-либо власть бассейновым советам, - мнение таких советов будет носить рекомендательный характер. Планируется создать 20 бассейновых советов по числу бассейновых округов. Входить в такой совет должны все заинтересованные лица - и власти, и промышленники, и общественные организации и граждане, жизнь которых непосредственно связана с водным объектом.

- Вы удовлетворены новой редакцией Водного кодекса?

- Мы надеемся на то, что удастся убрать те шероховатости, которые есть в тексте нового Водного кодекса. Но и хороший закон может оказаться недееспособным. Наша задача сделать так, чтобы новый Водный кодекс заработал.

Интервью вела специальный корреспондент РИА Новости Екатерина Ефимова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала