Андрей Колесников, политический обозреватель РИА Новости.
Юрий Александрович Левада был главным российским социологом. Его имя - брэнд. Что и позволило после изгнания в 2003 году из Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМа) всей команды социологов назвать новую структуру честно и без обиняков - Левада-Центр. А главным социологом страны Левада оставался именно потому, что результатам его исследований доверяли и доверяют все. В эпоху заказной политики, журналистики, социологии честность - редкое и чрезвычайно ценное качество. Самый дорогой ресурс.
Честность предполагала объективную оценку информации, независимо от того, приятными или неприятными были выводы. Отсюда фирменный слоган Левады - «От мнений - к пониманию».
Юрий Александрович умер на рабочем месте, как великие актеры умирают на сцене. Он был погружен в текущую работу, потому что считал ее чрезвычайно важной. Вчера почти сразу после кончины социолога я долго разговаривал с Алексеем Левинсоном, который работал с Левадой больше 40 лет. И он напомнил, что собственно больших системных работ у Юрия Александровича, который в 1960-е годы стал самым молодым доктором наук в своей отрасли, не так много - книга о Китае и о социальной природе религии. Зато он бесконечно много писал статей о текущем состоянии общественного мнения и лично, несмотря на высокий статус, занимался социологическими вычислениями.
В последнее время много было в России разговоров, что после ухода Андрея Сахарова и Дмитрия Лихачева в стране не осталось моральных авторитетов. После кончины Юрия Левады становится очевидным - были такие авторитеты. Один из них - Левада. Человек непафосный, простой, не участвовавший в светской жизни. Человек самостоятельный и по-настоящему независимый. А значит, гонимый в любые времена. Созданным им Институт конкретных социальных исследований (ИКСИ) разогнали еще в 1972 году. Но коллектив - не просто как команда кухонных диссидентствующих интеллигентов, а как неформальная научная организация - удивительным образом сохранился. И это несмотря что бывшим социологам ИКСИ запрещали собираться более, чем двоим. Потом Левада с командой пришел во Всероссийский центр изучения общественного мнения к Борису Грушину и Татьяне Заславской. Затем, после ухода Заславской, возглавил ВЦИОМ, и это название стало синонимом российской социологии.
В 2003 году Левада был изгнан из своей конторы. Формально власть имела на это право - в силу государственного статуса Центра. Из списочного состава ВЦИОМа в 82 человека вслед за Левадой ушел 81 сотрудник. И этим все сказано...
«Он никогда не занимался аттестацией сотрудников, не спрашивал, кто и когда пришел на работу, - говорит Алексей Левинсон, - Он проверял людей на другое - на порядочность, преданность, честь».
А в социологии, впрочем, как и во многих других специальностях, честь - синоним профессионализма.