Рейтинг@Mail.ru
Антииммиграционные меры разрушают свободу торговли - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Антииммиграционные меры разрушают свободу торговли

Читать ria.ru в
Правительство, Федеральная миграционная служба, Министерство экономического развития и торговли, иные заинтересованные ведомства весьма специфическим образом решили проблему наведения порядка на рынках. Они де факто упразднили свободу торговли, сами рынки как площадки для купли-продажи и лишили российскую экономику главного ресурса рабочей силы - мигрантов...

Андрей Колесников, политический обозреватель РИА Новости.

Правительство, Федеральная миграционная служба, Министерство экономического развития и торговли, иные заинтересованные ведомства весьма специфическим образом решили проблему наведения порядка на рынках. Они де факто упразднили свободу торговли, сами рынки как площадки для купли-продажи и лишили российскую экономику главного ресурса рабочей силы - мигрантов.

Понятно, что послужило мотивом для установления квот прибытия новой рабочей силы из-за рубежа (300 тысяч человек на год при реальной потребности в 1 миллион), определения квот присутствия на рынках отечественного производителя (20% мест), запрета на работу иностранцам на рынках и - шире - в розничной торговле. Это, если определять первопричину одним словом и без политкорректности - Кондопога.

Есть проблема наплыва трудовых и не очень трудовых мигрантов. Есть проблема реакции некоторой части населения на эти процессы, которая выражается в социальном протесте, росте национализма, а иногда и акциях «прямого действия» со стороны «фашизоидных» молодых людей. Вот, например, как мотивирует предлагаемые меры официальное лицо,

заместитель директора Федеральной миграционной службы России Вячеслав Поставнин, который, в частности, говорит: «Регулировать процесс миграции из СНГ квотами сегодня действительно нужно, потому что не должно на территории нашей страны быть анклавов, где граждан другого государства больше, чем коренного населения. Это очевидно. По нашим подсчетам, компактное проживание в каком-то районе страны или региона граждан другого гражданства не должно превышать 17-20%, особенно если они другой национальной культуры и вероисповедания. Превышение этой нормы создает дискомфорт для коренного населения».

Но, кажется, к решению реальной проблемы подошли не с той стороны.

Национальные анклавы или, если опять же называть вещи своими именами, гетто, возникают тогда, когда государственные органы не предпринимают мер для адаптации мигрантов из ближнего зарубежья в существующей экономической, социальной, культурной среде. Запретительные и ограничительные меры влекут за собой увеличение масштабов именно нелегальной иммиграции, а значит, и формирования сплоченных этнических гетто. Нормальное регулирование этих процессов могло бы исключить формирование закрытых национальных сообществ, позволило бы трудовым мигрантам легализоваться и на твердой правовой основе работать, создавать добавленную стоимость, способствовать росту российского ВВП.

С 2007 года начнется естественная убыль трудоспособного населения, которая неудачно дополняется старением трудовых ресурсов. Кроме того, в российской экономике по-прежнему в очень высокой степени востребованы работники, заполняющие непрестижные, низкооплачиваемые должности (уборщики, торговцы на рынках, строители, няни, беби-ситтеры, домоработницы и т.д.). То самое «коренное население» отказывается занимать подобного рода вакансии. Значит, при продолжении политики квотирования нас ожидает в ближайшие годы катастрофический дефицит рабочей силы.

Теперь о том, что касается изгнания с рынков иностранцев. Понятно, что речь идет прежде всего о представителях южных республик бывшего Советского Союза. Но, вероятно, крупные российские чиновники, если и бывают на рынках, то исключительно на самом дорогом - Дорогомиловском. Достаточно визуального впечатления от любого рядового рынка, чтобы понять: славянских «лиц» среди торговцев не меньше, а, как правило, больше, чем неславянских. Но в большинстве своем эти люди тоже иностранцы, граждане сопредельных республик. И получится так, что если буквально исполнять все инициативы российских чиновников, пустовать будут не 20% прилавков, а все 90%.

Кроме того, нетрудно догадаться, что будут разрушены все хозяйственные цепочки, позволявшие существовать не только рынкам, но и мелким торговым точкам, которые кормят самые низкодоходные слои населения. Тем самым разрушается и сама система рыночной торговли, и структура и объемы спроса населения, главным образом на плодоовощную продукцию.

Абсолютно предсказуемым образом антиимиграционные меры приведут и к росту цен на плодоовощную и  иную торгуемую на рынках продукцию. А это уже напрямую скажется на макропоказателях годовой инфляции в России. «Инфляционный налог», как всегда, окажется нечувствительным для богатых, но чрезвычайно чувствительным для бедных.

Итак, экономическая логика в принятых решениях не просматривается: нарушается свобода торговли. С юридической логикой наверняка тоже все не так просто: большинство мер вводится не законами, а подзаконными актами, степень правовой основательности которых вызывает сомнения. Политическая логика и вовсе отсутствует: вместо того, чтобы бороться с национализмом и его разнообразными проявлениями, власти решили убрать то, что вызывает у националистов раздражение, а именно мигрантов-иностранцев.

Это - не решение проблемы. Это - отступление перед националистами. Это - экономически не оправданные меры. Не говоря уже о том, что трудно было придумать более эффективные способы ухудшения внешнего имиджа России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала