Андрей Резниченко, специальный корреспондент РИА Новости.
Еще год назад никто и предположить не мог, что десятилетиями пребывавший в спячке «мирный атом» может вновь подать голос. Подал. Неожиданно. Громко. И что самое главное, страшно от этого не стало.
В российской атомной отрасли 15 ноября 2005 года началось шевеление умов. Атомщики размышляли, зачем Президент России Владимир Путин в этот день выдвинул на пост главы Федерального агентства по атомной энергии РФ Сергея Кириенко. Предыдущие двадцать лет тихой отраслевой спячки предполагали, что в конечном итоге АЭС выведут из эксплуатации и гражданская атомная энергетика в стране постепенно вымрет, как советский динозавр. Страхи и фобии общества по поводу возможных радиационных катастроф являлись питательной средой для самых скептических настроений и аналитических выкладок об унылом будущем мирного атома. В итоге скептики просчитались. Очевидно, что благодаря решению Президента, за прошедший год отношение к атомной энергетике изменилось. Вдруг открылись плюсы ее развития, строительство АЭС объявили приоритетом в развитии энергосистемы страны.
Спустя некоторое время после 15 ноября я беседовал с теперь уже экс-главой Росатома академиком РАН Александром Юрьевичем Румянцевым, и мы обсуждали те планы, которые были озвучены при назначении нового руководителя атомного ведомства. Румянцев - человек, которого я бесконечно уважаю и чье мнение ценю, был совершенно не огорчен тем, что атомщиков возглавил не специалист. Конечно, я не помню дословно то, что он говорил тогда, но основной смысл сводился к тому, что отрасль имеет громадный потенциал развития, не растеряла его за годы вынужденного простоя, и ей нужен хороший менеджер и яркая идея для нового рывка в развитии. Похоже, нашлось и то и другое.
Не знаю, было ли это громом среди ясного неба. Я склонен считать, что даже неожиданный небесный гром готовит в течение значительного времени группа ответственных небесных товарищей. Однако, заявление России о том, что она будет развивать свой мирный атом гигантскими темпами было не только ошарашивающее ярким для российских отраслевиков, но и заставило пересмотреть свои планы в этой сфере практически все страны мира! В общем, громыхнули на всю ивановскую.
Глава государства 25 января в г. Санкт-Петербурге выступил с инициативой о создании сети международных центров по предоставлению услуг ЯТЦ на основе недискриминационного доступа. Инициатива Президента прозвучала как ответ на глобальный вызов, который можно охарактеризовать уже традиционным выражением «ядерный ренессанс». А уже 31 января была впервые поставлена задача по сохранению и наращиванию доли атомной энергетики в энергобалансе России до уровня европейских стран. От этих планов захватило дух у отраслевиков и перехватило дыхание у противников атомной энергетики.
Давайте посмотрим, что в результате удалось сделать за прошедший год. 9 июня Президент подписал «Стратегию развития атомной отрасли России» в рамках которой была разработана и в дальнейшем утверждена ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года».
В соответствии с ней, с 2007 года должно закладываться строительство двух энергоблоков АЭС ежегодно, чтобы к 2015 году на российских атомных станциях ввести в эксплуатацию десять новых энергоблоков общей мощностью свыше 11 гигаватт. Еще десять энергоблоков будут находиться на различных стадиях строительства. Общая установленная мощность АЭС к 2015 году должна составить более 33 ГВт. На эти цели из бюджета выделяется 674 миллиарда 800 миллионов рублей. Общее же финансирование программы в ценах соответствующих лет составляет 1 триллион 471 миллиарда 400 миллионов рублей, в том числе привлеченные средства организаций атомной отрасли - 796 миллиардов 600 миллионов рублей.
Стоит напомнить, что до сих пор строительство АЭС финансировалось за счет средств концерна «Росэнергоатом» и за постсоветские 15 лет было построено всего 3 энергоблока. Кроме того разработана и утверждена ФЦП «Развитие ядерного оружейного комплекса до 2015 года», в которой описаны программы развития по каждому конкретному предприятию; утверждена профильная часть в Государственной программе вооружений с соответствующим объемом финансирования; в настоящее время в федеральных ведомствах проходит согласование проекта программы «Ядерная и радиационная безопасность» с 2008 года, в тоже время утвержден план первоочередных мероприятий на 2007 год с объемом финансирования 2,5 миллиарда рублей.
Столько денег, я уверен, атомщики не видели даже в лучшие советские времена. Сумеют ли построить то, что запланировали? Задача примерно на уровне сложности создания атомной бомбы, никак не меньше. А уже на горизонте виднеется холдинг Атомпром, который объединит в себе предприятия атомной энергетики для более эффективной работы, в том числе и на международном рынке. Кстати, трудно не удержаться и не упомянуть с приставкой «впервые» ряд событий: впервые современная Россия победила в тендере на строительство АЭС в Европе и в результате возведет атомную станцию «Белене» в Болгарии; впервые Россия и Казахстан создали совместные предприятия по добыче и обогащению урана; впервые в истории России корпорация ТВЭЛ выиграла международный тендер на поставки топлива с 2010 по 2020 г. на чешскую АЭС Темелин. К этому же можно добавить, что нашу страну пустили в международный форум «Поколение IV», что является важным шагом для интеграции в международную кооперацию по созданию реакторов АЭС четвертого поколения.
В общем, мирный российский атом вырвался на волю, и успешно расправляет плечи после долгого пленения. Страны - соседи России и заокеанские господа в своих планах по развитию атомной генерации постепенно подтягиваются к нам. Ренессанс мирного атома во всем мире не просто очевиден, а неизбежен и даже крайней желателен. Все очевидно. Все реально. Все скорее всего будет.
У меня есть только одно пожелание ко всем нам: в этом ворохе планов, дат,событий и успехов давайте постараемся не забыть о безопасности, о 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.