Всероссийский день призывника
Всероссийский день призывника установлен Распоряжением президента РФ от 12 ноября 1992 года «в целях повышения общегосударственной значимости и престижа воинской службы, улучшения военно-патриотического воспитания молодежи». Отмечается ежегодно 15 ноября и по традиции совпадает с осенним призывом в ряды Вооруженных Сил. В этот военкоматы проводят специальные консультации для родителей призывников, организуют встречи молодежи с ветеранами, посещения воинских частей. В Москве в этот день призывники собираются на Поклонной горе. Рота почетного караула устраивает показательные выступления. Бойцы разведывательной роты демонстрируют приемы рукопашного боя. После военного шоу для призывников проводят экскурсию по Центральному музею Великой Отечественной войны. Экскурсоводы и ветераны рассказывают новобранцам о победах российских Вооруженных Сил.
61 год назад (1945) родилась Анни-Фрид ЛИНДСТАГ (1945), солистка популярного в 1970-е годы шведского ансамбля «АББА»
Прежде чем стать легендарной «шведской четверкой», все ее участники получили немалый опыт на поп-сцене. Анни-Фрид Лингстад начала выступать с тринадцати лет в составе различных групп, но первый настоящий успех пришел к ней в 1967 году, когда она заняла первое место на конкурсе молодых исполнителей в Стокгольме. Агнета Фельтскуг тоже начала выступать на любительской сцене еще подростком, в 1965 году дебютировала как солистка в танцевальной группе, а с 1967 года выступала с сольными концертами. Тогда же она познакомилась с Анни-Фрид Лингстад. Мужская половина квартета преуспела в шоу-бизнесе также в 1960-е годы. Бьорн Ульвеус рано выучился играть на гитаре и банджо, овладев популярным в конце 1950-х стилем «скиффл» (британская разновидность ритм-энд-блюз). В начале 1960-х годов он стал солистом фолк-группы «Хутенани сингерс». Бенни Андерссон с детства любил фортепьяно, затем к числу излюбленных инструментов добавилась гитара. В 1960-е годы он успешно солировал в поп-группе «Хеп старз». Оба музыканта познакомились во время гастрольного турне в 1966 году и, сойдясь во вкусах, стали сочинять песни, которые впоследствии вошли в репертуар ансамбля «АББА», созданного в 1972 году. Группа была названа по начальным буквам имен ее участников (Агнетта, Бьорн, Бенни, Анни-Фрид). Началом головокружительного взлета квартета стала победа на конкурсе Евровидения в Англии в 1974 году с песней «Ватерлоо» («Waterloo»). После победы шведы заключили два контракта с европейской и американской фирмами грамзаписи и в том же году выпустили первый альбом «Ватерлоо». Одноименный сингл возглавил хит-парады во всех европейских странах. Появившийся летом 1975 альбом «АББА» закрепил позиции шведской четверки на европейском рынке. Каждое появление «АББЫ» на публике - будь то в Германии, Австралии или Японии - становилось грандиозным событием, а каждая новая запись группы - хитом середины 1970-х годов: «Мама миа» («Mamma Mia»), «Танцующая королева» («Dancing Queen»), «Деньги, деньги, деньги» («Money Money Money»).
Шведский ансамбль не только вызывал восторги миллионной армии фанатов, но и пользовался благосклонностью музыкальных журналистов, отмечавших беспрецедентный успех поп-музыкантов из небольшой европейской страны, нарушивших безраздельную монополию англичан и американцев в мировом шоу-бизнесе. 1978 год стал пиковым в карьере ансамбля, когда одновременно вышел снятый в Австралии фильм «АББА», биография группы и новый альбом «АББА». После этого группа продолжала выпускать новые пластинки, занимавшие первые строчки хит-парадов: «Не хотите ли» («Voulez Vous», 1980), «Спасибо за музыку» («Thank You for the Music», 1983), и предприняла несколько гастрольных турне по США. Тем не менее в творчестве «Аббы» наметился перелом. Бенни и Бьорн начали подумывать о новых музыкальных проектах. К тому же личные отношения между участниками ансамбля (которые еще на заре их карьеры стали двумя семейными парами) вступили в кризисный период. В середине 1980-х годов квартет распался. По всему миру продано более 350 миллионов пластинок знаменитого квартета. После того как коллектив распался, его участникам неоднократно поступали предложения (очень заманчивые в финансовом смысле) снова собраться вместе. Но тщетно. Анни-Фрид Лингстад говорила, что для нее «важнее бороться против разрушения мира, чем записывать пластинки». А Бьерн Ульвеус в ответ на вопрос, будет ли AББА еще когда-либо выступать, заявил: «Нет, люди должны запомнить нас такими, какими мы были». Несмотря на то, что группы «АББА» давно не существует, статьи о ней и ее отдельных участниках из года в год продолжают появляться в российской и зарубежной прессе.
30 лет назад (1976) умер Жан ГАБЕН, французский киноактер
Жан Габен (Жан Алекси Монкорже) творческую деятельность начал в 1923 году. Был эстрадным танцором, певцом в варьете и оперетте. Впервые снялся в кино в музыкальной комедии «Каждому может повезти». Прославили актера фильмы режиссеров М.Карне, Ж.Дювивье, Ж.Ренуара. Большое обаяние, душевная щедрость, мужество и доброта объединяли созданные им образы людей, часто преследуемых обществом, деклассированных, но всегда сохраняющих человеческое достоинство, высокое чувство товарищества: рабочий Жан («Дружная компания»), гангстер Пепе («Пепе ле Моко»), 1936), солдат-дезертир Жан («Набережная туманов», 1938), рабочий Франсуа («День начинается», 1939). Лучшая работа 1930- годов - Марешаль («Великая иллюзия», 1937). Роль Пьера («У стен Малапаги», 1949) как бы продолжила предвоенную тему творчества Габена, но в 1950-1960-е годы герои актера меняются. Беспокойство и тоску по лучшей жизни прежних его героев сменила спокойная уверенность, мудрость приобретенного жизненного опыта, юмор и скептицизм. Среди ролей - машинист Раймон («Ночь - мое царство», 1951), Макс («Не троньте добычу», 1954), банкир Ноэль Шудлер («Сильные мира сего», 1958), рабочий Неве («Улица Прери», 1959), Брассак («Гром небесный», 1965). Жан Габен награжден французскими национальными премиями, а также премиями на международных кинофестивалях. Пробыв на экране почти полвека и снявшись более чем в 80 фильмах, Габен остался в истории кино примером редкого сочетания подлинного искусства и коммерческого успеха.
125 лет назад (1881) конструктор и изобретатель Александр Федорович МОЖАЙСКИЙ получил привилегию на изобретенный им самолет
Александр Можайский родился в 1825 году в семье морского офицера. Окончил Морской кадетский корпус и долгие годы служил на флоте, получив звание контр-адмирала. В 1856 году Можайский начинает серьезно исследовать возможность создания летательного аппарата тяжелее воздуха. Александр Федорович изучал строение крыльев птиц, их способность к парящему полету, исследовал работу воздушных винтов, динамику полета и одновременно строил пробные модели летательных аппаратов. Изучив строение и движение крыльев птиц, Можайский приходит к удивительному открытию: «Для возможности парения в воздухе существует некоторое отношение между тяжестью, скоростью и величиной площади... Чем больше скорость движения, тем большую тяжесть может нести эта площадь». Можайский был не единственным исследователем в этой области, однако, в отличие от своих коллег, которые пытались построить аппарат с машущими крыльями, он пробовал создать машины с неподвижным относительно корпуса крылом. Наиболее важный период творческой деятельности А.Ф.Можайского - 1873-1875 годы. В это время он усиленно работал над исследованием воздушных змеев большой грузоподъемности, строил летающие модели самолетов. Он сумел построить летательный аппарат тяжелее воздуха, который мог поднимать на себе человека. Теперь нужно было создать легкий, но мощный двигатель. В решении этой задачи Можайскому помогли проведенные им испытания корабельных гребных винтов. Во второй половине марта 1878 года Можайский завершил составление своего проекта. Его аппарат имел все основные элементы устройства современных самолетов. Длина машины составляла 23,2 метра, размах крыльев - 25 метров, высота - 7,5 метра. Вес - немногим более 900 килограммов. Силовая установка (паровой двигатель) - 30 лошадиных сил. По заявке от 16 июня 1880 года Можайский получил от Департамента торговли и мануфактур 15 ноября 1881 года «привилегию» на свой «воздухоплавательный снаряд» - первый в России патент на летательный аппарат. Выдача документа означала официальное признание первого в нашей стране научно обоснованного проекта самолета. Летом 1882 года самолет был готов и испытан: скатываясь по деревянной наклонной плоскости, он набирал взлетную скорость, отрывался от земли и летел над полем. В лодке, заменявшей фюзеляж, находился механик. Это был первый в мире самолет, на котором человек впервые поднялся в воздух. На одном из испытаний аппарат потерпел крушение, однако Можайский не отчаивался. Не имея средств, он был вынужден продать свои имения в Вологодской губернии и Украине, а также часть личных вещей. Можайский был полон новых замыслов и надежд. Но свершиться им не пришлось - изобретатель скончался 21 марта 1890 года, не успев окончательно реализовать свой проект. Но именно его работы легли в основу дальнейшего самолетостроения во всем мире. С 1950 года имя Можайского носят поселок и железнодорожная станция Дудергоф, близ которых происходило первое в истории человечества испытание самолета. На южной окраине Красного Села под Санкт-Петербургом установлен памятник-бюст А.Ф.Можайскому.
84 года назад (1922) родился Игорь Яковлевич СТЕЧКИН, конструктор автоматического оружия
Игорь Стечкин родился в городе Алексине Тульской области в семье врача. В 1935 году переехал в Тулу. В 1941 поступил в Тульский механический институт. По образованию - инженер. После окончания института работал в различных тульских конструкторских бюро, в том числе на таких знаменитых тульских заводах, как ТОЗ и КБП. Последнее место работы - Тульское центральное конструкторско-исследовательское бюро охотничьего и спортивного оружия. В 1948 году получил задание спроектировать 9-миллиметровый пистолет, способный стрелять очередями на расстояние до 200 метров. В 1951 году появился автоматический пистолет Стечкина (АПС). После успешно пройденных испытаний пистолет был принят на вооружение Советской Армии. Игорь Стечкин участвовал в создании ПТУРов (управляемых противотанковых реактивных комплексов) «Фагот» и «Конкурс». Среди его разработок - автомат «Модерн», автомат повышенной эффективности «Абакан», револьвер «Кобальт» и др. Знаменитый автоматический пистолет Стечкина до сих пор стоит на вооружении спецподразделений. Игорь Стечкин - автор 60 разработок и более 50 изобретений. За заслуги перед Родиной был удостоен звания заслуженного конструктора Российской Федерации, стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом Почета, многими медалями. Игорь Стечкин трудился на оружейном поприще до последнего дня. Скончался талантливый конструктор 28 ноября 2001 года. Похоронен на центральном кладбище Тулы.
74 года назад (1933) в Москве началось регулярное движение троллейбусов
Идею создать троллейбус (то есть безрельсовый трамвай или автобус с верхним контактным проводом) осуществила немецкая фирма «Сименс - Гальске». В 1882 году она построила для испытаний первую машину в пригороде Берлина Шпандау. В Америке троллейбусы испытывались в 1883 году, первый патент на троллейбус получил 1 апреля 1890 года в США бельгийский эмигрант Шарль Ван Деполь. Из-за несовершенства конструкции токоприемника они не получили распространения. Сейчас же этим видом транспорта пользуются во многих крупных городах мира. Первый троллейбус в Европе начал курсировать в 1911 году - в городке Чешские Будейовицы с населением 67 тысяч человек. В России первые эксперименты с подобной техникой провел в марте 1902 года питерский инженер Фрезе. В СССР первые троллейбусы начали курсировать в Москве в 1933 году и в Ленинграде в 1936 году. На маршрутах была отечественная техника с индексом «ЛК» (Лазарь Каганович - инициатор троллейбусного транспорта в стране). Советские первенцы имели деревянные кузова, потом появились троллейбусы двухэтажные, цельнометаллические... Одним из крупнейших производителей троллейбусов в России является вологодский завод «Транс-Альфа». Ежегодно на предприятии выпускается более сотни троллейбусов . Поставляют их не только в российские, но и в зарубежные города.
35 лет назад (1971) умер Рудольф Иванович АБЕЛЬ (Вильям Фишер), советский разведчик
Вильям Фишер родился 11 июля 1903 года в Ньюкасле-на-Тайне (Англия). В Великобританию родителей будущего разведчика - выходца из семьи немцев-переселенцев Генриха Фишера и его жену Любу, уроженку Саратовской губернии - выслали из России в 1901 году за революционную деятельность. В 16 лет Вильям Фишер поступил в лондонский университет. Когда в 1920 году Фишеры вернулись в Россию и стали советскими гражданами, Вилли (так звали его друзья) вместе со старшим братом Генрихом стал работать переводчиком в отделе международных связей Исполкома Коминтерна. В 1924 году он продолжил образование в Институте востоковедения в Москве, но по окончании 1-го курса был призван на воинскую службу, где получил специальность радиста - позже это определило его дальнейшую судьбу. В 1927 году Вильям Фишер начал службу в органах госбезопасности и неоднократно выезжал за рубеж с разведывательными заданиями, пока в 1939 году не был уволен с учетом «особенностей ситуации в Европе» как имеющий немецкие корни. Вилли вернулся к своей гражданской специальности и до начала войны проработал на одном из авиазаводов инженером. Осенью 1941 года Фишера вернули в органы для работы в новом подразделении по созданию разведывательно-диверсионных групп и партизанских отрядов. После окончания войны Вильям Фишер стал сотрудником внешней разведки и попал в число тех, кого готовили к нелегальной работе. Под псевдонимом «Марк» он был направлен в ноябре 1948 года в США, где руководил нелегалами из «атомной группы». В Нью-Йорке стал свободным художником Эмилем Голдфусом и легко вошел в местное общество как добропорядочный американец. Причиной ареста Абеля стало предательство связника; суд приговорил разведчика к 30-ти годам тюрьмы. На судебном процессе по обвинению в шпионаже Вильям Фишер назвался именем своего умершего друга и коллеги Рудольфа Абеля, чтобы тем самым дать знать Центру о своем провале. В феврале 1962 года близ Потсдама был осуществлен обмен Абеля на осужденного военной коллегией Верховного Суда СССР американского летчика-шпиона Пауэрса. До самой своей смерти 15 ноября 1971 года Рудольф Абель работал в центральном аппарате внешней разведки. Абель - Герой Советского Союза, награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, многими медалями. В 2001 году в Москве вышла книга Николая Долгополова «Они украли бомбу для Советов», в которой подробно рассказывается о работе Абеля с «атомной группой».