15 ноября в Страсбурге пройдет заседание Комитета министров Совета Европы (КМСЕ), в ходе которого состоится передача председательства в КМСЕ от Российской Федерации к Республике Сан-Марино на следующие 6 месяцев. Что Вы могли бы сказать о программе и составе участников предстоящих мероприятий?
В церемонии передачи председательства примут участие заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.В.Грушко и глава внешнеполитического ведомства Сан-Марино Ф.Стольфи. А.В.Грушко выступит перед участниками заседания с докладом об основных итогах российского председательства, в котором будут подробно изложены выводы о проведенной работе, освещены мероприятия Программы председательства.
- Каковы основные международные оценки российского председательства?
По единодушному мнению наших партнеров, Программа российского председательства была одной из наиболее интересных и насыщенных за всю историю существования Совета Европы. Всего состоялось 29 мероприятий общеевропейской значимости, в том числе 5 конференций министерского уровня. Итоговым форумом российского председательства стала осенняя сессия Конгресса местных и региональных властей Европы (Москва, 13-15 ноября).
- На какие вопросы делала упор российская сторона в ходе председательства в КМСЕ?
В ходе осуществления функций председательства усилия российской стороны были направлены на повышение авторитета и роли Совета Европы в интересах обеспечения прав, благополучия и безопасности европейцев, развития многопланового сотрудничества всех стран Европы. Эти цели полностью соответствуют изначальным принципам деятельности Организации, заложенным в ее Уставе, а также решениям Третьего саммита СЕ, который состоялся в Варшаве 16-17 мая 2005 г.
- Каковы, по Вашему мнению, перспективы развития СЕ на современном этапе?
Уверены, что Совет Европы может и должен быть действенным механизмом паневропейской интеграции, межгосударственного сотрудничества, нацеленного на строительство Европы без разделительных линий. Такая роль Организации весьма востребована в свете угрожающего всем странам Европы роста насилия и ненависти, усилившейся угрозы терроризма. Особую актуальность приобретает скорейшая ратификация всеми европейскими странами Конвенции о предупреждении терроризма, которую первой среди стран-членов СЕ ратифицировала Российская Федерация. Важно активизировать работу в рамках СЕ по заполнению остающихся правовых пробелов в этой области, в частности, принять конвенцию о борьбе с актами кибертерроризма, модернизировать во многом устаревшие конвенции СЕ по вопросам выдачи и правовой помощи. Крайне необходима и конвенция о сотрудничестве в борьбе с фальсифицированными лекарствами.
Российское председательство исходило из того, что Совет Европы должен сохранить свои функции «генератора» формирования единого европейского правового и гуманитарного пространств. Мы рассматриваем эту роль СЕ как один из ключевых факторов усиления интеграционных процессов в Европе и необходимое условие для выработки общеевропейской правовой базы, в частности, по противодействию терроризму и организованной преступности.
- Что нового в этом контексте было сделано Россией на посту председателя КМСЕ?
Выработка коллективных мер по противодействию новым вызовам и угрозам тесно связана с развитием общеевропейского антикриминального сотрудничества. Конкретным вкладом российского председательства в эти процессы стали проведенные крупномасштабные конференции генеральных прокуроров, руководителей конституционных судов, а также министров юстиции и внутренних дел европейских стран.
- Каков был российский подход к правочеловеческому направлению деятельности Организации?
Применительно к правочеловеческому направлению деятельности Организации российское председательство отстаивало подход, разделяемый многими нашими партнерами в Совете Европы, о приоритетности совершенствования национальных средств защиты прав человека и улучшения образования в этой сфере. В отношении проблем, связанных с защитой прав национальных меньшинств, российская сторона выступает за усиление внимания Совета Европы к сохраняющимся в ряде государств-членов СЕ нарушениям прав национальных меньшинств, беспрецедентной для современной Европы практике массового безгражданства, фактам лишения права участия т.н. «неграждан» в выборах, а также невозможности использования родного языка.
- Какие еще вопросы находились в центре внимания российского председательства?
С удовлетворением отмечаем усиление внимания Совета Европы к вопросам укрепления взаимопонимания и толерантности, расширения межкультурного и межрелигиозного диалога, которые находились в центре внимания российского председательства. Полагаем, что тематика межкультурного и межрелигиозного диалога должна стать долгосрочной стратегической задачей Организации. В этом плане призываем внимательно изучить рекомендации, выдвинутые в ходе проведенной в Нижнем Новгороде Международной конференции «Диалог культур и межконфессиональное сотрудничество».
- В чем залог успешной работы России на посту председателя КМСЕ?
Успешное осуществление российского председательства было обеспечено во многом благодаря слаженным усилиям многих российских ведомств и организаций, которые на высоком уровне провели крупные форумы, ставшие заметными событиями в жизни Европы. Ощутимый вклад в подготовку и реализацию Программы российского председательства внесли и Секретариат СЕ, а также Парламентская ассамблея Совета Европы.
- Каковы российские пожелания будущим председателям КМСЕ?
Российская сторона надеется, что многие конструктивные идеи и предложения, выдвинутые в ходе мероприятий Программы российского председательства, будут реализованы при поддержке Совета Европы и будущих председателей КМСЕ. С таким напутствием мы передаем «эстафетную палочку» председательства Сан-Марино.