В связи со снижением темпов роста крупнейших экономик - США и Европы, многие эксперты предрекают глобальной экономике финансовый шок. Каковы будут последствия для России, когда рубль будет резервной валютой и что ждать одним из участников финансового рынка - страховщикам, рассказал РИА Новости директор департамента финансовой политики Минфина России Алексей Саватюгин.
- Алексей Львович, многие эксперты прогнозируют финансовый шок в результате снижения темпов роста глобальной экономики. Чем это грозит России?
- Я думаю, что имеется в виду возможное дальнейшее существенное падение доллара на мировых рынках и соответственно поиск других резервных валют. Если доллар (а по некоторым прогнозам падение может быть и до 30%) и дальше будет падать, это означает обесценивание золотовалютного резервов, "скидывание" доллара, укрепление другой валюты - евро, йены. Вместе с тем, Россия достаточно автономна от мировых финансовых рынков и неблагоприятные последствия на мировых рынках влияют прежде всего на отток-приток портфельных инвестиций: от ситуации в мировой экономике зависит, уйдут или придут западные фонды, будет ликвидность и волатильность (колебания котировок - прим.ред.) на российских биржах больше или меньше. Но это не угроза макроэкономике в целом, не угроза финансовой или бюджетной системе РФ. Да, это потенциальная угроза для отдельных участников рынка. Но наши компании не так уж активно интегрированы в мировую систему, более того - сопротивляются приходу иностранных компаний. Россия, несмотря на то, что мы открыли рынок и наше валютное законодательство одно из самых либеральных в мире, не слишком интегрирована в мировую систему.
- Вы упомянули про поиск новой резервной валюты, а недавно министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что новой резервной валютой вполне может быть и рубль.
- Да, я совершенно с этим согласен. Мы сняли законодательные ограничения: с точки зрения права, валютного законодательства, рубль - свободно конвертируемая валюта, нет ограничений ни по текущим, ни по капитальным операциям. Правовые условия мы создали, теперь нужно создать экономические условия. Наверное, сначала нужно вводить рубль как резервную валюту в странах - наших ближайших соседях, с которыми у нас максимальные торговые обороты. В частности, это страны СНГ, потом расширить списки.
- Когда может это произойти?
- Не могу сказать, что рубли будут в составе резервов "большой восьмерки" в ближайшие два-три года. Но в странах развивающихся рынков рубль будет хорошим прибежищем. Он устойчив, он стабилен, представляет большую растущую экономику. Для развивающихся стран рубль будет хорошим инструментом уже в ближайшие годы.
- А для развитых стран?
- Когда-то Хрущев пообещал, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме». Так вот я обещаю, что нынешнее поколение увидит рубль в золотовалютных резервах.
- Спасибо, Алексей Львович, давайте перейдем теперь к развитию финансовых рынков в нашей стране. А именно - к развитию страхования. Скажите, пожалуйста, будет ли введен новый вид обязательного страхования - страхование террористических рисков?
- Мы пока лишь начали дискуссию с профильными ведомствами и участниками рынка. Вопрос достаточно сложный и неоднозначный. Нет сомнения в том, что террористические риски страховать надо Вероятность их наступления, к сожалению, не уменьшаются, они представляют реальную угрозу безопасности. В страховании террористические риски, как правило, рассматриваются как форс-мажорные обстоятельства и не включаются в объем ответственности страховщика. Мы не являемся сторонниками введения отдельного вида обязательного страхования от террористических рисков и рассматриваем их регулирование посредством включения соответствующих положений в различные действующие или планируемые законы. В частности, речь идет о законопроекте об обязательном страховании гражданской ответственности при эксплуатации опасных объектов, а также о законопроекте об ответственности перевозчиков.
- Справятся ли страховщики с таким видом страхования с учетом того, то рынок не столь развит, как за рубежом, капитализация недостаточно велика?
- Пока наше предложение, которое предстанет на обсуждение перед Правительством, - действовать по аналогии с ведущими странами, имеющими подобный опыт. Речь идет о трехзвенной системе: частные страховые компании - перестраховочный пул - специальный (государственный) фонд. Фонд аккумулирует финансовые средства, поступающие от страховщиков, и будет задействован только при катастрофических рисках, когда емкости отдельно взятых страховых компаний, а также перестраховочного пула недостаточно для покрытия указанных рисков. Но пока я еще не говорил бы о цифрах и тонкостях. Надеюсь, что мы только в следующем году если и не примем какой-то правовой акт, то, по крайней мере, придем к единому пониманию, как это делать.
- То есть, строго говоря, планируется ввести возможность покрытия террористических рисков в рамках других обязательных видов страхования. А какие-либо другие новые виды обязательного страхования не планируете вводить?
- Поступает много предложений по этому поводу. Например, Росспорт предлагает сделать обязательным страхование наших олимпийских спортсменов. По нашему же мнению, страхование - это рыночная услуга и наше дело - увеличивать культуру страхования и развивать финансовые рынки. Мы относимся к введению новых видов обязательного страхования очень осторожно, с большим скепсисом.
- Алексей Львович, а что касается развития страхового рынка в целом, что будет Минфин предлагать?
- Мы решили подготовить документ, учитывающий интересы всех сторон. Что касается страхового сообщества, то его предложения вполне конкретны.
- Что Вы имеете в виду?
- Чтобы налоги были снижены - желательно до минимума, отчетность упростилась и так далее. Мы же выступаем за то, чтобы найти некий компромиссный вариант. Дело в том, что сейчас существует определенный перекос в структуре государства. Есть власть, которая защищает интересы государства. Есть бизнес, который защищает интересы страховщиков. А есть потребители, которых должны бы защищать различные общества защиты потребителей и другие подобные институты. Но фактически эту третью сторону защищать некому и приходится это брать на себя тоже государству. Так вот мы за то, чтобы найти компромиссный вариант, который бы защитил права потребителей страховых услуг, интересы государства и, конечно же, стимулировал развитие бизнеса.
- Значит, все-таки какие-то предложения в Минфине уже формулируются?
- Несомненно. Правительство 16 ноября планирует рассмотреть вопрос о развитии страхового рынка в России. Мы подготовили проект предложений по совершенствованию законодательства. Мы ожидаем, что Минфину будет дано поручение разработать стратегию развития страхового рынка. В этой стратегии мы и распишем наше видение.
- Можно ли примерно сказать, что будет в этой стратегии?
- В этом документе мы определим основные направления. Очевидно, что государство должно заявлять свои цели в долгосрочной перспективе. Это создает определенную стабильность и формирует определенные ожидания на рынке. Бизнес имеет право знать, что ему предложит государство в течение трех ближайших лет. Например, стратегия объяснит, каково соотношение функций государства и бизнеса в полномочиях по регулированию рынка, роль саморегулируемых организаций.
Интервью подготовила Роксана Ахмедова