Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.
В советское время Афганистан называли «подбрюшьем» СССР. В Москве по достоинству ценили те выгоды и преимущества, которые давала подобная анатомия. Не случайно в развитие афганской экономики Советским Союзом были вложены колоссальные средства.
У России нет общей границы с Афганистаном. Тем не менее, он и теперь не утратил своей геополитической ценности для России с учетом ее региональных интересов.
Афганистан занимает одно их приоритетных направлений в политике России в Центральной Азии. В Москве исходят из того, что от успеха послевоенного обустройства этой страны зависят мир, стабильность и благополучие всего центральноазиатского региона. Россия заинтересована, чтобы Афганистан состоялся как стабильное, процветающее государство, живущее в мире со всеми своими соседями, не раз было заявлено в российской столице на всех официальных уровнях.
На чем строит свою политику Россия сегодня, и какие проблемы нынешнего Афганистана вызывают наибольшую озабоченность в российской столице?
Нынешняя политика России базируется на том, что отношения между двумя странами имеют глубокие исторические корни. Общий позитивный потенциал этих отношений намного превосходит сиюминутную политическую коньюктуру и те проблемы из недавнего прошлого, которые заметно осложнили двусторонние связи. Москва заявляет, что Россия будет делать все от нее зависящее, чтобы Афганистан как можно скорее встал на ноги в качестве независимого и самодостаточного государства.
В тоже время, отмечают в Москве, Россию не может не беспокоить тот факт, что во многих районах Афганистана по-прежнему существует вакуум власти, позволяющий террористическим организациям и международному наркобизнесу держать там свои базы. В Москве серьезно озабочены беспрецедентным ростом в последнее время активности движения Талибан, хекматьяровцев, «аль-каидовцев» и других экстремистских организаций.
Афганистан вновь рискует превратиться в логово международного террористического интернационала, значительно активизировавшего свои действия в южных и восточных районах страны. Под контроль боевиков переходят все новые районы, в которых формируются параллельные структуры власти. Симптом уже сам по себе настораживающий.
В этой связи, в Москве сомневаются в продуктивности и безопасности линии на введение представителей «Талибан» в государственные властные структуры под предлогом «национального примирения», считая необходимым проводить четкую политику, направленную на изоляцию экстремистских вожаков при сохранении для рядовых бойцов возможности возвращения к мирной жизни.
По-прежнему самой «больной» проблемой для России остается выращивание наркотиков в Афганистане. Значительная часть афганских наркотиков, экспортируемых по «северному» (через Центральную Азию) маршруту в Европу, оседают в России. Наиболее эффективным методом борьбы с этим злом, по мнению Москвы, явилась бы комплексная программа, разработанная под эгидой ООН и которая охватила бы весь цикл афганской наркоиндустрии, начиная от производства наркотиков и заканчивая их сбытом.
В Москве также убеждены в необходимости налаживания тесного сотрудничества соответствующих афганских и российских структур, а также структур центрально-азиатских республик, задействованных в борьбе с наркотиками. В рамках такого взаимодействия и намечено открытие до конца этого года в Кабуле представительства Федеральной службы России по контролю за наркотрафиком.
Российско-афганское торгово-экономическое сотрудничество сегодня - особая статья двусторонних отношений. Может показаться, что Россия в отличие от Советского Союза, активно присутствовавшего фактически во всех отраслях экономики Афганистана, не заинтересована в освоении его рынка. И это несмотря на то, что российская продукция традиционно, начиная с советских времен, пользуется спросом у афганцев. А ряду отраслей национальной экономики Афганистана приглашение к сотрудничеству российских специалистов просто пошло бы на пользу. Это - нефтегазовая сфера, энергетика, восстановление промышленных объектов, строительство и капитальный ремонт городского жилья, восстановление ряда сельскохозяйственных и ирригационных проектов. Словом - все то, что когда-то этими же специалистами и было построено. Москва говорит, что готова к такому сотрудничеству, Кабул якобы эту готовность приветствует.
Пока же серьезным успехом такого сотрудничества можно считать лишь победу «Техпромэкспорта» в тендере на реконструкцию ГЭС «Наглу», опять-таки «нам хорошо знакомую». Есть и другие объекты, не менее «хорошо знакомые нам»: разработка нефтегазовых промыслов в Шебергане, реконструкция завода азотных удобрений в Мазари-Шарифе, восстановление цементных заводов в Поле-Хумри и Джабаль-ус-Серадже, асфальтового завода в Кабуле, восстановление энергообеспечения и канализационной системы афганской столицы. Все перечисленное было создано или разработано в свое время советскими специалистами.
К этому следует добавить и Кабульский Политехнический Университет, и Кабульский механический техникум Джангалак, построенные и переданные в дар Афганистану Советским Союзом. Достаточно сказать, что в нефтегазовой, горнодобывающей, ирригационной, градостроительной отраслях, не говоря уже о военной сфере, трудно встретить афганца, не знающего русского языка.
В общем, России есть где и чем работать в Афганистане, и сделать она это может не хуже других, при этом уж точно - не дороже. Так может быть дело за афганской стороной?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции