Владимир Симонов, политический обозреватель РИА Новости.
В понедельник на заседании министров иностранных дел ЕС в Брюсселе представитель Польши наложила вето на мандат, необходимый для начала переговоров о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС.
Старое соглашение, подписанное в 1997 году на 10 лет, пора заменить. Это предполагалось сделать 24 ноября на саммите Россия-ЕС в Хельсинки с участием президента Владимира Путина.
Требований у Польши два: демонстративное, широковещательное и, так сказать, теневое, но для нее главное.
Де-юре Варшава настаивает на ратификации Россией Европейской энергетической хартии. Это условие объясняется опасениями насчет гипотетической нестабильности поставок российских энергоресурсов на европейские рынки.
Однако де-факто Варшава требует снять запрет на импорт в Россию польского мяса и прочей растительной продукции, наложенный в ноябре прошлого года.
Обе проблемы открыты для обсуждения с Москвой. Новое изобретение Польши состоит лишь в их увязке, которое иначе, как шантажом России и своих коллег по единой Европе, назвать трудно.
Начнем с Европейской энергетической хартии. Дело не в этом декларативном, ни к чему не обязывающем документе, который Россия благополучно подписала 17 декабря 1991 года в Гааге, а в дополнительном договоре к нему, появившемся в 1994 году, а также в так называемом транзитном протоколе.
Оба последних документа Россию не устраивают. Они обязывают третьи страны - не члены Евросоюза - обеспечивать «беспрепятственный транзит» энергетического сырья в зону ЕС через свои нефтяные и газовые трубопроводы. Это воспринимается в России как попытка поставить ее энергетические транспортные системы под контроль Брюсселя.
На неформальном саммите Россия-ЕС в Лахти, Финляндия, состоявшемся всего месяц назад, Владимир Путин прямо заявил: ратификация Энергетической хартии в ее нынешнем виде для России невыгодна. Да и о какой твердой перспективе сотрудничества Москвы с Брюсселем может идти речь, если не учтены интересы важнейших партнеров - российских энергопроизводителей.
В отличие от Польши ее коллеги по Евросоюзу признают разумность этих возражений. Как дала понять на днях Эмма Урвин, официальный представитель Еврокомиссии, пока Энергетическая хартия не ратифицирована, ЕС намерен ввести ее общеприемлемые положения в текст нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Россией.
Теперь о мясе. Скандал, вызвавший запрет на импорт польской сельскохозяйственной продукции, разразился в ноябре прошлого года. Российские санитарные инспекторы обнаружили тогда массовую подделку сертификатов на продовольствие из Польши. Кстати говоря, польская сторона никогда не утверждала, будто фальсификации не было. Но любопытнее другое: качество поддельных сертификатов - а их можно сравнить по защите с денежными купюрами - далеко превосходило доморощенный уровень. У российских следователей мало сомнений: такая подделка невозможна без участия польских государственных чиновников и инспекторов.
В Брюсселе понимают, какую угрозу для благополучия Евросоюза представляет собой вето Польши. Старая Европа и новобранцы ЕС резко расходятся в понимании значения и роли России на европейском континенте.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции