В Москве завершился 40-ой Фестиваль японского кино. Юбилейный выпуск ознаменовался приездом известного кинорежиссера Ёити Сай, фильмы которого получили многочисленные награды на всевозможных кинофорумах в Японии. В Москве были представлены четыре его работы: "М.А.Р.К.С.", "Где восходит луна?", "Куилл", "Кровь и кости".
Фильм "Куилл" стал безоговорочным фаворитом Фестиваля. Простая и трогательная история жизни лабрадора Куилла вполне заслуженно получила свои аплодисменты под финальные титры. Возможно ли заставить животное сыграть? Скорее всего, нет. Именно поэтому первое, что поражает в этом фильме - искренность.
Щенка лабрадора хозяйка отдает на воспитание в школу собак-поводырей. В первые годы жизни ему предстоит несколько разлук: с хозяйкой, с семьей воспитателей-волонтеров... Пока, наконец, Куилл не становится поводырем у Ватанабе, скупого на эмоции, замкнутого человека, которому сложно довериться кому-либо, кроме себя. Но не собаке: искренность животного, конечно, в конце концов, растопит сердце человека и родится Дружба. После болезни и смерти хозяина, Куилл вернется в семью волонтеров, воспитывавших его до года.
Обычные истории. Наверное, так можно было бы охарактеризовать большую часть картин, представленных на Фестивале. В них не решаются глобальные проблемы, супермены не спасают мир - это всего лишь простые ситуации из жизни, каждая из которых делает ее уникальной.
"Отель "Гибискус"", режиссера Юдзи Накаэ - тонкая комедия, в которой зритель не увидит приемов, к которым настолько привык по зарубежным и российским фильмам. Все ситуации создаются с легкостью, ненавязчиво, так, что привыкшим смеяться по сигналу "за кадром" такой подход может оказаться непонятным. Тем не менее, глядя на экран, постоянно улыбаешься: от наивности главной героини Миэко, которая со всей серьезностью берет хозяйство в свои руки, когда мать уезжает в Америку, а отец на заработки; от того, что под огромной вывеской "Отель "Гибискус"" есть всего одна комната для гостей...
На Фестивале был также представлен фильм, завершающий трилогию Кадзуо Куроки, "Когда живешь с отцом... - Лик Дзидзо" о последствиях войны для одной девушки, о том, как общая трагедия становится частной. 23-летняя Мицуэ видела взрыв атомной бомбы в Хиросиме, но выжила. Она почти здорова: кроме небольших проявлений лучевой болезни ничто, казалось бы, не должно мешать ей жить. Но при взрыве погибли все ее друзья, погиб ее отец; чувство вины не дает девушке покоя. Она жива, а все остальные, кто заслуживал счастья больше нее - мертвы. Душа погибшего отца, посещая Мицуэ, помогает ей осознать, что затворничество - не выход, что она осталась жить не просто так. Эта серьезная, глубоко психологическая, надрывная драма смотрится на одном дыхании.
В японском кино поразительным образом объединяется спокойствие, интимность и жестокость: в фильме "Вредное насекомое" режиссера Акихико Сиота, пожалуй, это очевиднее всего. История тринадцатилетней девочки Сатико страшна именно своей обыденностью, опять же, простотой, с которой она рассказана. Обычная девочка из обычной неблагополучной семьи. Просто не ходит в школу, просто сбегает из дома и просто попадает... куда - об этом зрителю в финале лишь намекают, хотя все очевидно. "Легкая работа" для "симпатичной девочки" становится выходом после многих произошедших событий, каждое из которых, невероятно страшное само по себе, показано как обыкновенный случай.
Завершил Фестиваль фильм Ёити Сай "Кровь и кости" с Такеси Китано в главной роли. Картина получила 12 номинаций на призы Японской Киноакадемии, в том числе за лучший сценарий, лучшую женскую роль, лучшую операторскую работу, работу художника, лучший монтаж.
Название фильма ссылается на старую корейскую песенку, вольный перевод которой гласит: "Моя кровь досталась мне от матушки, а кости - от папаши". В центре повествования - семья корейцев, живущих в Японии. Точнее, не семья, а ее глава - Ким Шун Пей, властный и жестокий человек, подчиняющий себе все и вся. Для каждого персонажа он становится "персональным дьяволом", доводя его либо до смерти, либо до жизни, при которой гибель становится счастьем. Это не фильм ужасов, не боевик, в общепринятом смысле. Это фильм-повод. Повод понять и осмыслить жизнь человека, реального человека: основой его стала автобиографическая повесть известного в Японии писателя Согиру Яна.
Режиссер фильма, Ёити Сай отмечает: "Я не могу сказать, что это самый лучший мой фильм, однако он привлек очень широкого зрителя. Это фильм о семье и ее выживании".
Вера Удовиченко, rian.ru