Рейтинг@Mail.ru
Сын отвечает за отца - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Сын отвечает за отца

Читать ria.ru в
Дзен
На нашем культурном календаре новая дата - 20 лет тому назад на экраны страны вышел фильм грузинского кинорежиссера Тенгиза Абуладзе (1924-1994) «Покаяние». Это был финальный фильм кинотрилогии, куда вошли еще два шедевра: «Мольба» и «Древо желания». Фильм снимался долго и трудно, с большими паузами, целых четыре года, с 1981 по 1984; затем еще два года ушли на монтаж. В 1986/87 году - в разгар перестройки - фильм вышел к зрителю и сразу стал культурной сенсацией времени.

Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости

На нашем культурном календаре новая дата - 20 лет тому назад на экраны страны вышел фильм грузинского кинорежиссера Тенгиза Абуладзе (1924-1994) «Покаяние». Это был финальный фильм кинотрилогии, куда вошли еще два шедевра: «Мольба» и «Древо желания».

Фильм снимался долго и трудно, с большими паузами, целых четыре года, с 1981 по 1984; затем еще два года ушли на монтаж. В 1986/87 году - в разгар перестройки - фильм вышел к зрителю и сразу стал культурной сенсацией времени.

 Шли последние годы существования СССР, но об этом еще никто не догадывался. Мы жили общей историей страны и общей памятью. И фильм грузинского режиссера о Грузии стал фильмом про всех нас. В гротескной и одновременно лирической форме перед нами предстала страна времен террора 30 годов, и этот террор был подан как всего лишь одна из форм семейного быта диктатора Варлама Аравидзе, который унаследовал власть от своего тирана отца.

Вот что было страшно.

Обаятельный диктатор в пенсне - похожий одновременно на Берия и оперного певца, - творил насилие между музыкой, стихами, любовью и застольями. И смерть брала исток вот в этой красивой квартире, полной прекрасных вещей, милых детишек и красивых женщин. Кровавый водопад брал старт хотя бы с этого ажурного балкона, с которого грузинский дуче обращался с речами к народу.

Роль диктатора блистательно сыграл актер Автандил Махарадзе.

Он же сыграл и роль сына, запутавшегося в фальши и развращенного домом крови юнца Авеля.

Фильм «Покаяние» заканчивался страшной сценой -  сын разрывал руками могилу тирана отца и, вытащив забальзамированный труп,   выбрасывал его из могилы на свалку.

Неслыханный жест для грузин, где почитание отцов и дедов священно.

Фильм потряс всю страну.

Комментируя собственное произведение, режиссер Тенгиз Абуладзе говорил: «Зло, пришедшее к власти, - это тупик. Социальное зло, пришедшее к власти настолько разрушительно, что способно наказать самое себя, - вот как надо понимать образ Варлама. Кстати фамилия Аравидзе - от грузинского «аравин», что означает «никто», пустота, посредственность, сумевшая встать над людьми благодаря личному коварству, низости и вседозволенности. Узурпатор Варлам стремится присвоить себе вслед за властью земной, так же и духовную, тщится подменить собой Бога. Важна в фильме сцена, где его сын Авель решает прийти на исповедь и встречает в храме таинственное лицо в черной сутане. Авелю на все его неискренние сетования и фальшивое раскаяние отвечает дьявольский знакомый хохоток: это все он, Варлам Пустота - христопродавец, христоед... На исповеди его плотоядный рот всасывает куски рыбы в жадную глубину, а рыба, как известно, - один из древних поэтических символов Христа. А потом на руках у Авеля оказался рыбий скелет, обглоданный папашей».

Если сцена надругательства над могилой стала черной кульминацией фильма, то светлым образом «Покаяния» стал легендарный эпизод, сыгранный великой грузинской актрисой Верико Анджапаридзе. Те кто видел фильм легко его вспомнят... в финале фильма пожилая путница спрашивает какая дорога идет к храму и получив ответ сама себе отвечает: кому нужна дорога, которая не ведет к храму.

Между тем, Абуладзе снимая фантастическую притчу оказался провидцем.

Прошло всего несколько лет, и труп прошлого был выкопан из земли и выброшен на свалку истории. Метафора обрела плоть.

И вот что ужасно. Именно Грузия первой оживила кино: к власти пришел интеллигентный человек, сын знаменитого отца, поэт между прочим Звиад Гамсахурдия и насилие вновь устремилось из квартиры полной музыки и стихов на несчастную землю. Помню первый поразивший меня поступок президента Звиада: народный избранник приказал переселить из тбилисского зоопарка на свою дачу павлинов и парочку леопардов. И кончилась власть поэта так же как в фильме: труп самоубийцы Гамсахурдия был выкопан из земли на глазах кинокамеры. Затем прилюдно была взломана крышка гроба  и на весь мир показано тело: смотрите, он действительно мертв.

Абуладзе оказался пророком.

Грузия быстрей, чем Россия проживает любой отрезок времени. Как маленькая алая рыбка лоцман плывет она перед Левиафаном России, сигналя об опасностях.

В эти дни легендарный фильм «Покаяние» снова выходит в широкий прокат.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала