Лев Дзугаев, член Экспертного совета РИА Новости
Несмотря на давление, которому подверглась Южная Осетия накануне референдума, и даже на неприкрытые попытки сорвать его, он состоялся. За ходом народного волеизъявления наблюдали представители 11 стран, в том числе Германии, Испании, Польши, Иордании, Венесуэлы, Украины, России и других. Сколь-нибудь серьезных нарушений не зафиксировано. Более того, наблюдатели отметили высокий уровень организации и проведения этого принципиального для непризнанной республики политико-правового акта.
Напомню, накануне США, Евросоюз, НАТО заявляли, что не признают итоги референдума. В преддверии плебисцита происходили «странная возня» с организацией «параллельного голосования», информационная и не только войны. Тем не менее результаты референдума не оставляют сомнений в том, каковы истинные устремления жителей Южной Осетии: при около 95-процентной явке населения почти единодушное «Да» прозвучало в ответе на вопрос: «Согласны ли вы, чтобы Южная Осетия сохранила статус независимого государства и была признана международным сообществом?» Это значительно выше итогов референдума, проведенного в Южной Осетии в 1992 году.
Впрочем, для экспертного сообщества результат был предсказуем. Это, в первую очередь, последствия пагубного для страны курса нынешнего грузинского руководства. Когда на протяжении жизни одного поколения южные осетины дважды сталкиваются с жестоким насилием по этническому признаку, вследствие чего гибнут тысячи ни в чем не повинных граждан, десятки тысяч становятся беженцами, на другое рассчитывать не приходится.
Хрупкие надежды на восстановление доверия между южными осетинами и грузинами еще сохранялись в конце 1990-х - начале 2000-х годов, но они были разрушены действиями Саакашвили и Ко. Когда в 2004 году в Южной Осетии вновь заговорили тяжелые орудия и пролилась кровь, то даже для наиболее оптимистично настроенных стало ясно, что вряд ли кому-либо удастся «уговорить» осетин остаться в составе современной «демократической» Грузии.
Поэтому пора отказаться от разговоров о том, что какая-то третья сила препятствует урегулированию грузино-осетинского конфликта, нарушает территориальную целостность Грузии. Нынешняя позиция южных осетин - это один из наиболее очевидных итогов политики Гамсахурдия -Шеварнадзе - Саакашвили.
Вместе с тем, результаты референдума не мог не стать серьезным сигналом для международного сообщества. Во всяком случае, оно не должно по-прежнему придерживаться двойных стандартов. В особенности, если иметь в виду произошедшее с Югославией и позицию, занятую в связи с этим международным сообществом. Ведь фактически были ревизованы Дейтонские соглашения, и Черногория вышла из союзного с Сербией государства. А ныне это же международное сообщество ведет дело к независимости Косово. Не говоря уже о существовании других прецедентов, трудно будет объяснить людям, почему их волеизъявление, выраженное в строгом соответствии с демократическими принципами, проигнорировано.
Таким образом, результаты референдума в Южной Осетии, так же как и итоги президентских выборов в этой республике, в соответствии с которыми Эдуард Кокойты подавляющим большинством голосов вновь избран руководителем Южной Осетии, - это та реальность, с которой придется считаться. Даже если этот общий итог кого-то не устраивает и не всем нравится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции