О подготовке предстоящих президентских выборов и референдуме о независимости рассказала спецкору РИА Новости Андрею Малышкину глава ЦИК непризнанной республики Белла Плиева.
Как идет подготовка к выборам президента Южной Осетии и референдуму?
Все 78 избирательных участков, которые организованы в Южной Осетии, готовы к предстоящим 12 ноября выборам главы государства и референдуму о независимости. Никаких проблем ни на одном участке нет, все бюллетени отпечатаны. Основная часть бюллетеней напечатана на русском и осетинском языках, но для тех сел, где компактно проживают граждане грузинской национальности, были изготовлены бюллетени и на грузинском языке. Мы уже напечатали и отправили в два избирательных участка бюллетени на грузинском языке.
Всего в списки избирателей на выборах президента Южной Осетии внесены свыше 55 тысяч человек, из них около 20 тысяч смогут проголосовать в Северной Осетии, где для этого созданы шесть избирательных участков.
Во Владикавказе и четырех сельских населенных пунктах будут голосовать беженцы из нашей республики, в настоящее время проживающие на территории Российской Федерации. Там проголосуют те граждане Южной Осетии, кто уехал отсюда в 90-е годы году в связи с конфликтом.
Ожидаете ли вы международных наблюдателей на выборы?
На выборы приедет достаточно много наблюдателей из всех республик Северного Кавказа и некоторых республик СНГ. Кроме того, подтвердили свое участие наблюдатели из Латвии, Иордании, Германии, Швейцарии, Венесуэлы. Некоторые из них уже приехали, остальные прибудут к 12 ноября. К сожалению, на предстоящем референдуме будут отсутствовать наблюдатели из США и стран Евросоюза, а также ОБСЕ. В принципе, это не удивительно, представители этих стран заранее заявили о том, что не признают результаты выборов и референдума.
Как бы вы могли прокомментировать заявления официального Тбилиси, что в так называемых «альтернативных» выборах в Южной Осетии примут участие около 70 тысяч человек?
Сначала грузинская сторона говорила, что в «альтернативных» выборах примет участие 15 тысяч, потом была названа цифра 20 тысяч человек. Это заявление не выдерживает никакой критики, поскольку даже согласно официальным грузинским данным на муниципальных выборах, прошедших там 5 октября 2006 года, в грузинских анклавах на территории Южной Осетии было зарегистрировано 14 тысяч избирателей. Поэтому они вольны называть любую цифру. Мы гнаться за ними не будем. У нас свои выборы, они у нас идут планово, и мы никому ничего не хотим доказать.
Как вы думаете, примут ли проживающие в анклавах грузинские граждане участие в так называемых «альтернативных» выборах?
ЦИК Южной Осетии неоднократно обращалась через СМИ и ОБСЕ к жителям населенных пунктов, временно находящихся не под нашей юрисдикцией, в которых проживают граждане грузинской национальности, принять участие в голосовании. Однако, мы не получили от них подтверждения желания принять участие в официальных выборах главы Южной Осетии.
Так, что я не исключаю, что многие из них примут участие в так называемых «альтернативных» выборах.
Будут ли организованы экзит-поллы на выборах и референдуме?
Ранее в СМИ появились сообщения о том, что движение «Наши» собираются принимать участие в качестве наблюдателей на выборах и организовать экзит-поллы. У меня такой информации нет. Насколько я знаю, на этих выборах опросы на выходе с участков не предусмотрены.
Когда будут определены итоги голосования?
Итоги голосования на выборах президента и референдуме будут подводиться одновременно. Во второй половине дня мы сможем сказать, состоялись выборы или нет. К утру 13 ноября мы будем знать предварительные данные.
Для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися, на избирательные участки должны прийти 50% избирателей плюс один голос.