Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости
Премьера хоровой оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова», которая прошла в Большом зале Московской консерватории, привлекла внимание меломанов, прессы и самой широкой публики к личности героини. Большинство помнит боярыню по знаменитой картине Сурикова: в цепях, в простых розвальнях на соломе, боярыня Морозова в шубе и боярской шапке, вскинув вверх тонкую руку, крестит толпу древним двуперстием, которое запретил патриарх Никон.
Между тем, этот эпизод не выдумка художника.
Мы можем даже назвать точную дату этого события - это случилось 17 ноября 1671 года, в день, когда по приказу царя Алексея Михайловича Романова, непокорную боярыню увозили из московского дома в заточение, в подвал Тайного приказа на Арбате. Проезжая в санях мимо кремлевского Чудова монастыря, зная о том, что царь смотрит тайно из перехода на исполнение собственной воли, боярыня и вскинула вверх руку с двуперстием: не покорюсь!
Сегодня, за далью времени, события той эпохи задернуты для нас пологом толщиной в триста с лишним лет и, порой, споры по поводу того, как креститься, как писать имя Христово «Исус» или «Иисус», как совершать священнику хождение в храме в час службы «по солнцу» или «против солнца» кажутся нам спорами из-за выеденного яйца. Ну, какая разница? Главное ведь вера в Спасителя! Но в тот грозный год эти нововведения раскололи Россию страшным разломом, который превратился в нравственную настоящую гражданскую войну и окончательно утвердил перманентный «раскол» как особую форму существования российского государства.
А началом раскола стала идея патриарха Никона об уточнении устаревших правил церковной службы и о приведении русских церковных книг в соответствие с обрядом греческой церкви, как старейшей православной церкви, давшей России христианство. Между тем царь Алексей Михайлович горячо поддержал намерения Никона как правильные и прогрессивные для исправления дикости.
Слух о том, что патриарх мудрствует и переписывает древние книги, молнией прошел по стране. Верующие замерли в напряженном ожидании. Несколько лет волнами ходили страшные слухи, прошел церковный Собор, который утвердил исправление, и когда в 1655 в храмы принесли новые книги, православная Россия была потрясена до основания. Уже на первой странице нового «Служебника церковного» было напечатано Иисус, а не привычное Исус. Да это же ересь! Рука дьявола! Книги полетели на пол. Не бывать тому, никогда, чтобы произносить по дьявольски новое имя Христа.
Никон сам не ожидал такой бури в ответ на несколько уточнений.
Количество отказавшихся - старообрядцев, - сразу пошло на сотни и тысячи человек. А во главе этого отказа стал неистовый протопоп Аввакум, который стал идейным вождем духовного сопротивления. Боярыня Морозова и была самой страстной его ученицей. Между тем, внешне никаких оснований для столь пламенного сопротивления, которое кончилось смертью, у боярыни не было. Феодосия Морозова была богатейшей женщиной страны, вдовой, которой досталось огромное наследство сначала рано умершего мужа, а затем и его брата. Оставшись опекуншей, при малолетнем единственном сыне Иванушке, боярыня Морозова держала самый богатый боярский двор в столице. В ее тереме (на территории Кремля) полы были из итальянской мозаики, во дворе гуляли павлины, а во время выезда боярской кареты ее сопровождали не меньше сотни слуг на конях. При этом боярыня была страстной христианкой, помогала убогим и нищим. Вот только один пример - в ее доме жил прокаженный, у которого был свой слуга.
Страстная во всем, она решительно не подчинилась новым порядкам и больше того оказала открытое сопротивление. Ее дом стал центром жизни старообрядчества в Москве, тут некоторое время жил сам протопоп Аввакум, тут переписывались его страстные письма протеста, тут писали прежние церковные уложения. Между тем решением церковного собора 1666 года все раскольники были объявлены вне закона и отлучены от церкви, то есть не могли даже войти в храм.
Царь долгое время не знал, что делать с восстанием боярыни.
Шаги устрашения были долгими и неспешными: сначала просьбы, увещевания, мольбы близких - отступись, пожалей хотя бы единственного сына. На что боярыня отвечала, пусть сына собаками разорвут, Христос дороже сына. Терпение царя лопнуло только через пять лет. Ночью 16 ноября 1671 года в дом боярыни ворвался архимандрит кремлевского Чудова монастыря Иоаким, и прошел прямо в спальню боярыни. Потребовал встать и отвечать на вопросы, та отказалась. «Не умела жить в покорении, так слушай. По царскому повелению ты изгоняешься из своего дома! Полно жить на высоте, сойди вниз, встань и уйди отсюда».
Опустим страшный мартиролог страданий боярыни.
Ее били на снегу, пытали на дыбе, ее лишили всех владений, распродали все вплоть до глиняных горшков, наконец, отравили любимого сына, и, в конце концов, приговорили к голодной смерти в земляной яме в Боровском остроге, куда она была брошена вместе со своей младшей сестрой княгиней Урусовой, которая тоже отказалась от двуперстия.
В житийной «Повести о боярыне Морозовой», которая была написана сразу после смерти мученицы, описаны последние подробности ее кончины. Вот она умоляет молодого стражника, который сторожит яму: помилосердствуй, дай мне калачика. Нет, госпожа, боюсь, отвечает тот. Тогда - хлебца. Не смею, отвечает тот. Ну, тогда принеси яблока или огурчика. Не смею, твердит тот. Ну, добро, тогда имей последнюю милость, сходи на речку и выстирай мне сорочку. Ведь я закована. Хочется лечь в землю в чистой одеже... Только эту последнюю просьбу и выполнил воин. Спрятав под полой, выстирал в холодной воде рубашку боярыни.
Она умерла 1 ноября 1675 года.
В хоровой опере Родиона Щедрина всего четыре действующих лица: боярыня Морозова, ее младшая сестра княгиня Урусова, протопоп Аввакум и царь Алексей Михайлович.
Дух неистовой валькирии русского раскола вполне сопоставим с духом Жанны Д'Арк. Здесь берет начало будущая революция русских фурий, тех, что с бомбами пошли против самодержавия: социалистка Вера Фигнер (20 лет заточения в тюрьме), эсерка Мария Спиридонова (арестантка, расстрелянная НКВД), большевичка Александра Коллонтай.
Подведем черту, раскол русской церкви опалил не только побежденных, но и победителей: лишился патриаршего сана сам патриарх Никон, восемь лет Россия жила без патриарха, через три месяца после уморения боярыни внезапно скончался царь Алексей Михайлович, а вскоре его сын молодой Петр I так встряхнет страну, что мало не покажется. Император вообще отменил патриаршество как институт и поставил церковь на колени перед сюзереном.
А что старообрядцы?
Они так и не покорились, и были прокляты церковным проклятием.
Русское православие стало жить двумя духовными руслами. Только 325 лет после отлучения, совсем недавно, на Соборе 1971 года со старообрядчества была снята та огненная анафема.
Но Россия продолжает жить в ментальности раскола, который и до сих пор проходит по всем жилам общественного устройства. Нам привычно деление на западников и славянофилов, белых и красных, правых и левых, своих и чужих, русофобов и антисемитов, наших и не наших... перечень можно продолжать до бесконечности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.