МОСКВА, 10 ноя - РИА Новости, Ольга Липич. В пятницу вечером в выставочном зале Татьянинского храма при МГУ в рамках экспозиции "Апостол Японии", посвященной 170-летию со дня рождения святого архиепископа Японского Николая, будет показан документальный фильм о жизни знаменитого миссионера.
"Фильм не случайно назван "Свет невечерний восходящего солнца", - сказал в беседе с РИА Новости настоятель храма протоиерей Максим Козлов.
По его словам, "история Николая Касаткина, который 24-летним иеромонахом приехал в страну Восходящего Солнца, четверть тысячелетия практически закрытую для иностранцев, возглавил Русскую Духовную миссию и привел к Христу десятки тысяч японцев, - это "история японской миссии"".
"И это прекрасный пример, как можно без внутреннего и внешнего конфликта служить своей Родине, Церкви и стране, где ты живешь", - отметил протоиерей.
Он напомнил, что в Русско-японскую войну православные в стране Восходящего Солнца, с одной стороны, помогали нашим морякам и офицерам, попавшим в плен, а с другой - молились о стране, в которой пребывали, и ее армии.
"По отношению к настоящему времени, деятельность Николая Японского - образец для современных миссионеров, как можно предельно деликатно и уважительно, никого не отталкивая, действовать в иной культурной среде. Об этом, в частности, и говорит наша выставка", - подчеркнул Козлов.
Святитель Николай, добавил он, показал, "как европеец, с уважением относясь к другой культуре, может в нее интегрироваться, оставаясь при этом мировоззренчески носителем той традиции, к которой он принадлежал".
"И его деятельность может быть примером того, как надо сегодня в нашей стране свидетельствовать о традиционных российских ценностях", - убежден настоятель университетского храма.
Самыми интересными экспонатами выставки он считает "уникальные фотографии" из архивов Хакодатэ - города-порта на острове Хоккайдо, где Николай Касаткин впервые ступил на японскую землю в 1861 году. "Они раскрывают первоначальную картину миссии святителя. И в России они никогда не экспонировались. Их впервые разрешили переснять", - пояснил Козлов.
"Меня также поражают на фотографиях лица православных священников-японцев - у них в глазах появляется то же выражение, что и у коренных русаков", - добавил собеседник агентства.
Он поведал историю о том, как во время войны под сводами представленного на экспозиции собора "Николай-до" спасалось множество людей, в том числе неправославных: американские летчики не бомбили собор, потому что он служил удобным ориентиром.
Козлов отметил, что храм великомученицы Татьяны находится рядом с факультетами журналистики и Институтом стран Азии и Африки, для преподавателей и студентов которых "это интересно и актуально".
По его словам, с 24 октября выставку посетили уже около тысячи человек, и она открыта до конца года для всех желающих.
Основу экспозиции составили редкие фотографии конца XIX - начала ХХ века. На одном из пожелтевших снимков - первая, деревянная православная церковь Японии, построенная при русском консульстве в 1859 году. На другом фото - большой каменный храм, возвышающийся сегодня на этом месте.
Некоторые православные храмы Японии внешним видом напоминают пагоды, а прихожане одеты в кимоно.
В экспозицию вошли православные иконы с иероглифическими подписями, в том числе принадлежащие японским иконописцам, копии самых известных икон святителя Николая, написанные в России и США, а также портреты святителя разных лет.
Уникальны икона Богородицы Умиление (Яхромская), вытканная в Киото на парче (дар епископа Сэндайского Серафима Цудзиэ), образ Троицы и Смоленская икона Божией Матери, выполненные на керамике японкой Евгенией Сираиси.
На выставке можно увидеть свитки молитв (например, молитву Святому Духу) на японском языке. Представлены оригиналы переводов Евангелия, Апостола, других богослужебных книг и молитвословов, жизнеописания святителя Николая на японском языке, а также предметы культа и быта православных японцев, пасхальные яйца и другие дары.
Посетители знакомятся с трогательными, проникновенными дневниковыми записями святителя Николая. Эти листы отражают его отношение к стране Восходящего Солнца, ее жителям и культуре, возрастающую любовь к своей пастве, все трудности миссионерства, включая тяжелое военное время.
"Что, в самом деле, я терзаюсь, коли ровно ни на волос не могу этим помочь никому ни в чем, а своему делу могу повредить, отняв у него бодрость духа. Я здесь не служитель России, а служитель Христа. Все и должны видеть во мне последнего. А служителю Христа подобает быть всегда радостным, бодрым, спокойным...", - пишет Николай Японский в дневнике в феврале 1904 года.
Он вспоминает, что, когда только прибыл в Японию, местные жители смотрели "на иностранцев как на зверей, а на христианство - как на злодейскую секту". Над молодым иеромонахом "издевались, травили собаками, бросались камнями".
"Когда я ехал туда, я много мечтал о своей Японии. Она рисовалась в моем воображении, как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот пронесется в ее тьме весть о Христе и все обновится. Приехал; смотрю - моя невеста спит самым прозаическим образом и даже не думает обо мне", - писал святитель.
Вместе с тем, на выставке можно увидеть четкую "Инструкцию для начальника Российской Духовной миссии в Японии" 1871 года и другие архивные документы.
Как рассказала одна из организаторов выставки - выпускница ИСАА, японист, кандидат исторических наук Татьяна Сила-Новицкая - выставка начиналась всего с нескольких десятков фотографий XIX-XX веков, которые "любезно разрешили переснять в городской библиотеке Хакодатэ". С фотографий смотрели русские миссионеры и их ученики - японцы, принявшие православие. "Было радостно и светло, что в Японии бережно хранят память нашего великого соотечественника", - отметила Сила-Новицкая.
По данным исследовательницы, уже в 1868 году иеромонахом Николаем были тайно крещены первые православные христиане. "Только чудом благодати Божией, действовавшей во время горячих проповедей молодого иеромонаха, можно объяснить обращение японцев в православную веру. В Японии тогда действовал закон, каравший смертной казнью любого, кто примет христианство", - добавила Сила-Новицкая.
Тем не менее, экспонирующиеся фотографии рассказывают, как росло православное братство вокруг русского миссионера, прекрасно изучившего японский язык и местную культуру, как к нему приезжали помощники из России.
Завершается выставка рассказом о возрастающем почитании святителя Николая на Родине, изображениями села Береза (Смоленской губернии), где 14 августа 1836 года родился Николай Касаткин, фотографиями нового храма его имени в поселке Мирный, его иконой в церкви Московских Святителей в Бибирево, где есть придел святого равноапостольного Николая Японского.
Отдельная часть экспозиции посвящена развитию и современному положению Японской Автономной Православной Церкви. Она насчитывает три епархии: Сэндайскую, Киотскую и Токийскую. Предстоятель - японец митрополит Даниил - изображен на фото.
На большой географической карте красным цветом выделены города Японии, в которых открыты православные храмы. Их 69. Прихожан - десятки тысяч.
Один из стендов отражает визит в Японию Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2000 году. Отмечено также, что в декабре 2005 года, по просьбе японской стороны, в Токио из подмосковной Троице-Сергиевой лавры прибыл иеромонах Герасим, чтобы организовать здесь монастырь во имя святого Николая Японского.
Юбилейный выставочный проект организован силами небольшой инициативной группы на пожертвования Патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Токио и других благотворителей, при участии Японской Автономной Православной Церкви, Архива внешней политики Российской империи, Историко-документального департамента МИД РФ, городской библиотеки японского города Хакодатэ, Психологического факультета МГУ и Оренбургского государственного университета.
В рамках проекта, помимо кинопоказа, в 20-х числах декабря планируется "круглый стол" на тему "Святитель Николая Японский и современное миссионерство".
Выставка продлиться до 31 декабря. Она открыта ежедневно во внебогослужебное время. Кроме того, в воскресенье днем проводятся экскурсии.