МОСКВА/ТЕГЕРАН, 10 ноя - РИА Новости. Секретарь Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Али Лариджани в пятницу прибывает в Москву, где проведет переговоры по иранской ядерной проблеме.
Как сообщили в пресс-службе СБ РФ, визит состоится в рамках регулярных консультаций между советами безопасности России и Ирана.
"В ходе переговоров планируется обмен мнениями вокруг ядерной программы Ирана, по отдельным региональным проблемам и другим актуальным международным вопросам", - говорится в сообщении пресс-службы.
По ее данным, также будут рассмотрены текущие вопросы российско-иранского сотрудничества.
В ходе визита Лариджани, в частности, встретится со своим российским коллегой Игорем Ивановым и главой МИД РФ Сергеем Лавровым.
Накануне отбытия в российскую столицу секретарь Совбеза Ирана и глава иранской команды переговорщиков по ядерной проблеме заявил о близости позиций Тегерана и Москвы по ядерной проблеме.
"Россия является нашим другом, с этой страной у нас давние отношения. С Россией у нас общие интересы в регионе по различным политическим, экономическим и военным вопросам", - сказал Лариджани.
"Взгляды России и Ирана на разрешение иранской ядерной проблемы близки, хотя мы и преследуем свои собственные интересы", - добавил секретарь ВСНБ.
Иран настаивает на своем праве обладать полным ядерным циклом, включая обогащение урана. Это вызывает озабоченность международного сообщества, которое опасается, что Тегеран использует свою ядерную программу в военных целях.
В этой связи страны "евротройки" - Великобритания, Германия и Франция, а также постоянные члены СБ ООН Россия, США и Китай требуют от Ирана заморозить всю деятельность по обогащению урана.
Со своей стороны Москва предлагает создать совместное предприятие по обогащению урана для энергетических нужд Ирана на российской территории.
В настоящее время в Совете Безопасности ООН рассматривается вопрос о введении санкций против Ирана, запрещающих поставки в эту страну чувствительных технологий, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия. Россия со своей стороны настаивает на том, что эти меры должны быть соразмерными действиям Ирана, ограниченными по времени и только при условии продолжения переговоров.
"Евротройка" представила новый проект резолюции СБ ООН по Ирану постоянным членам СБ ООН. Предлагаемые санкции предусматривают запрет на продажу Ирану ракетных и ядерных технологий, замораживание военных иранских счетов, ограничения на выдачу виз для высокопоставленных иранских чиновников, имеющих отношение к ракетной и ядерной сферам.
Проект резолюции, внесенный "европейской тройкой", предлагает также ограничить помощь Тегерану со стороны МАГАТЭ.
Как сказал Лариджани перед визитом в Москву, "если Россия проголосует за проект резолюции СБ ООН по Ирану в нынешнем его виде, она проголосует за санкции против себя".
Глава МИД России уже назвал представленный "тройкой" проект резолюции неприемлемым для России из-за чрезмерной жесткости, которая ведет к изоляции Тегерана.
Российские поправки в этот проект постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин после неформальных консультаций Совбеза ООН назвал "очень конкретными и взвешенными предложениями, базирующимися на европейском проекте резолюции".
"Резолюция по Ирану должна обеспечить условия для продолжения диалога", - сказал Чуркин. По его словам, позиция Москвы сводится к перекрытию каналов обогащения урана и поставки ядерных технологий, которые могут быть использованы в военных целях.
В МИД России считают, что российское предложение обогащать уран для мирной ядерной программы Ирана будет востребовано в ходе полномасштабных переговоров с Ираном.
"Когда переговоры начнутся, будут рассматриваться все варианты, которые будут способствовать режиму нераспространения. И в этом контексте, я думаю, наше предложение о том, чтобы обогащать уран для мирной ядерной программы Ирана на российской территории, вполне будет востребовано", - сказал Лавров журналистам накануне после встречи с главой МИД Бахрейна.
Вместе с тем, как ранее сообщил РИА Новости источник в атомной отрасли России, совместное российско-иранское предприятие по обогащению урана "скорее всего не будет создано никогда".
По словам Лаврова, российская позиция по ядерной программе Ирана определяется главным критерием - сохранением режима нераспространения.
"Каких-либо изменений в нашей позиции нет. Любые риски, которые возникают в этом свете - а при их определении мы опираемся на критерии МАГАТЭ - воспринимаются нами серьезно. Именно поэтому мы добиваемся скорейшего начала переговоров по урегулированию этой проблемы", - сказал глава МИД РФ.
Как сообщил РИА Новости председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов, Россия "готова к оказанию давления на Тегеран, если он не сделает свою ядерную программу более прозрачной и не откажется от обогащения урана, но в более мягкой и конкретной форме".
Визит в Москву руководителя ВСНБ, по словам Маргелова, это - "шанс для иранской стороны в очередной раз прояснить свою позицию по ядерной проблеме перед предстоящими консультациями в СБ ООН".
Скорее всего, Лариджани проезжает в Россию, чтобы "прозондировать позицию России по санкциям, которые планируется принять в СБ ООН в случае продолжения ядерной программы, и заручиться ее поддержкой", заявил РИА Новости генеральный Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.
Президент Фонда "Политика" Вячеслав Никонов полагает, что от переговоров в Москве не следует ожидать прорыва. "Я бы не стал чего-то ожидать от этой встречи", - сказал он в интервью РИА Новости.
"Россия не заинтересована в приобретении Ираном ядерного оружия. В то же время она не заинтересована в том, чтобы инициировать какие-то меры, которые могут быть интерпретированы как согласие на применение силы против Ирана", - отметил эксперт.
По его мнению, российская дипломатия "стремится пройти по этой узкой грани, пытаясь убедить Иран в том, чтобы позитивно отреагировать на российские предложения, связанные с возможностью обогащения урана на российской территории".
"Иран в последнее время итак вполне успешно тянул время, продолжая свою ядерную программу", - заключил политолог.
Примерно такого же мнения придерживается и первый заместитель председателя думского комитета по безопасности Михаил Гришанков. "Не думаю, что могут быть какие-то серьезные договоренности. Практика ведения переговоров с Ираном показала, что он готов своих старых партнеров водить за нос", - сказал Гришанков в интервью РИА Новости.
"Иран ведет очень искусную дипломатическую борьбу, балансируя на грани, с одной стороны отстаивая свои интересы, а с другой - не доводя ситуацию до каких-то суперкритических точек в переговорном процессе", - отметил депутат.