Петр Гончаров, политический обозреватель "РИА Новости".
В Киргизии власть и оппозиция заявили о разрешении политического кризиса, грозившего расколоть общество. Идя навстречу требованиям оппозиции, президент Киргизии Курманбек Бакиев подписал новую редакцию конституции страны. Принятие ее стало компромиссом между парламентской оппозицией, остальными депутатами и президентом.
В соответствии с новым Основным законом парламент Киргизии будет избирать премьер-министра, который, в свою очередь, возьмет на себя формирование правительства «под арбитражем президента». Раньше премьера назначал президент. Кроме того, арест подозреваемых теперь будет осуществляться только с санкции суда, а не прокуратуры, как это было раньше.
Политический кризис в Киргизии, грозивший перерасти в очередную «бархатную революцию», был инициирован оппозиционным движением «За реформы», выступившим с «бессрочной акцией протеста». Главным требованием оппозиционеров явилось немедленное принятие новой конституции, которая бы существенно ограничила полномочия главы государства. В противном случае оппозиция требовала отставки правящего в стране политического тандема - президента Курманбека Бакиева и премьер-министра Феликса Кулова.
То, что происходит сегодня в Киргизии, следует расценивать как «экзамен на демпригодность». С этим трудно переводимым на какой-либо язык определением выступила Роза Отунбаева, один из лидеров киргизской оппозиции, краткое время отработавшая на посту министра иностранных дел страны. В ходе министерского визита в Москву Роза Отунбаева заявила: Киргизия сегодня сдает своего рода экзамен - насколько его общество соответствует «принятым демократическим стандартам».
Сказано это было еще в апреле 2005 года, по горячим следам той первой «бархатной революции» в Киргизии, когда в Бишкеке в одночасье рухнула власть Аскара Акаева. Между прочим, снискавшего себе славу самого либерального и демократичного президента на всем постсоветском пространстве.
Теперь, спустя более полутора лет, киргизской столице вновь пришлось пережить «бархатный» синдром. На этот раз власть и оппозиция нашли путь к диалогу. Но если можно согласиться, что экзамен затянулся, то вряд ли следует считать, что он успешно сдан.
Например, сама новая конституция получила в Бишкеке далеко не однозначные оценки. Хотя бы потому, что была принята под давлением. Многие считают, что оппозиция, по большому счету, спекулировала на своей способности дестабилизации ситуации в республике, фактически вынудив президента пойти на существенные ей уступки. Уже сам факт, что основной закон был принят практически в течение одной ночи и ограниченным кругом людей, вызывает массу нареканий. Так, по мнению киргизского политолога Нура Омарова, конституция уже в ближайшее время может спровоцировать новые политические катаклизмы. Она не гарантирует стабильности ввиду ее сомнительной легитимности, а дает лишь передышку для политических группировок. И борьба за власть в стране возобновится после того, как региональные и клановые группы снова накопят силы.
В поддержку прежней президентской формы правления и за отмену только что принятой новой конституции с одновременным роспуском парламента уже выступили несколько крупных областей Киргизии.
В самой столице и большая часть представителей среднего класса, и ряд ведущих бизнесменов также скептически относятся к парламентской форме правления на ближайшую перспективу, ввиду отсутствия в Киргизии достаточно сильных партий. По их мнению, уже через два-три месяца в ходе формирования нового правительства все издержки новой конституции дадут о себе знать.
С другой стороны, был ли выход в создавшейся ситуации у президента?
Вряд ли. Президент добился своей цели - сохранить единство, пусть формальное. Стране удалось избежать худшего сценария, раскола и вполне вероятной гражданской междоусобицы. Пусть даже ценою поспешного принятия новой редакции конституции.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.