Рейтинг@Mail.ru
Ушел из жизни экс-глава внешней разведки ГДР Маркус Вольф - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ушел из жизни экс-глава внешней разведки ГДР Маркус Вольф

Читать ria.ru в
Он называл себя по-русски Мишей. Он говорил: "Я - дитя Арбата", поскольку именно на этой старой московской улице прошли детские годы сына немецких эмигрантов Вольфов, бежавших в 1934 году из фашистской Германии. Там неподалеку, в Мерзляковском переулке, находилась 110-я школа, в которую вместе с другими детьми ходил будущий глава одной из лучших разведок мира.

БЕРЛИН, 9 ноя - РИА Новости, Ольга Семенова. Известие обрушилось, как снег на голову: в ночь на четверг скончался Маркус Вольф. Ирония судьбы: только во вторник на приеме в посольстве России в Германии мы говорили с "Мишей", как называют его все русские знакомые, о ближайших планах на будущее.

Получается, что это небольшое интервью было последним в жизни экс-главы разведслужбы бывшей ГДР, который считался легендарной личностью в мире разведки. Мы договорились, что я выпущу его ближе к выходу из печати переиздающейся в издательстве "Международные отношения" одной из наиболее известных книг Вольфа "Игра на чужом поле". "Я написал для нее новое обращение к читателю на русском языке", - не без гордости сказал Маркус.

Поскольку последний раз мы встречались с ним в Москве в сентябре 2004 года на презентации одной из самых "личных" книг "Друзья не умирают" и в толпе людей беседовали, как и сейчас, по-немецки, я с легкой иронией поинтересовалась: "А не забыли еще русский?" Он даже немного обиделся, и тут же стал по-русски начал пересказывать написанное в этом посвящении. "Акцент появился, да?" - тут же спросил он с некоторым огорчением. "Почти нет", - ответила я, при этом почти не солгав. Легкий акцент появился у Маркуса, когда-то безупречно говорившего на фактически втором родном для него языке, после судилища, устроенного над ним в объединенной Германии в 90-е годы, и пребывания в немецкой тюрьме. Да и возраст уже - 83 года.

Про здоровье спрашивать не стала - обидится, хотя было видно, что недавно перенес серьезную болезнь: при ходьбе Вольф немного подволакивал ногу, но спину держал по-прежнему прямо, хотя и не без усилия. Как всегда, приветливо улыбался людям, раскланивался с многочисленными знакомыми, не обращая внимания на постоянные вспышки фотоаппаратов моих немецких коллег из одного солидного журнала.

Пишу сейчас, что его нет и сама не верю. Как же так - всего два дня назад мы смеялись, вспоминая один курьез на той, последней, презентации в Москве: перед ее началом какой-то молодой фотожурналист подошел к нам, когда мы беседовали по-немецки, и спросил, не покажет ли Вольф свое лицо - как известно, иностранные журналисты называли "страшного шефа" гэдээровской разведки "человеком без лица"!

Мы говорили о его обширных планах. "Пока не сажусь за настоящие мемуары, но кое-какие заметки все время делаю. Сейчас в основном занимаюсь переизданием моих книг в любимом ИМО. Есть разные задумки", - сказал он в ответ на мой вопрос, не работает ли он над новой книгой. Говорили и о потенциальной возможности ("Если, конечно, у вас будет такой интерес", - поскромничал Маркус) провести видеоконференцию Берлин-Москва между ним и его российскими друзьями. Он живо интересовался, как мне нравится работать в новой Германии, как я нахожу местных людей по сравнению с теми, кого я знала во времена существования ФРГ и ГДР.

Вспомнили и книгу Маркуса о "русской кухне", которую он тоже собирался "дополнить". Мечтательно обсудили несколько рецептов приготовления пельменей; договорились, что как-нибудь я приглашу его "к себе, в Берлине" на пельмени.

Когда приходит известие о смерти хорошо знакомого человека, всегда трудно с этим смириться. Особенно тяжело поверить в конец мировой легенды, в уход из жизни человека, олицетворявшего целую эпоху, и при этом остававшегося просто хорошим знакомым.

Он называл себя по-русски Мишей. Он говорил: "Я - дитя Арбата", поскольку именно на этой старой московской улице прошли детские годы сына немецких эмигрантов Вольфов, бежавших в 1934 году из фашистской Германии.

Там неподалеку, в Мерзляковском переулке, находилась 110-я школа, в которую вместе с другими детьми ходил будущий глава одной из лучших разведок мира.

Он прожил вместе с родителями и младшим братом в Советском Союзе до окончания Второй мировой войны и даже поступил в Московский авиационный институт ("Я мечтал стать авиаконструктором"), но после образования ГДР активно включился в строительство социалистического общества на немецкой земле - сначала как журналист, потом как разведчик, начальник Главного управления "А" (внешней разведки) министерства государственной безопасности ГДР.

"Мы делали все, чтобы укрепить нашу страну, ее безопасность, - рассказывал мне Маркус во время презентации книги "Друзья не умирают". По его словам, по линии научно-технической разведки было сделано все, чтобы ГДР процветала. "Административно-командная система - вот что было прямым препятствием для этого, но мы работали так много и активно, что не замечали признаков начала распада", - с запоздалым сожалением признал Вольф.

Отстраненное созерцание деградации высшего руководства ГДР, "невмешательство" в политические дела Вольф назвал ошибкой разведки, а, следовательно, и своей личной ошибкой.

"Было много такого, что у нас, ведших в тот период политически активную жизнь, вызывало сомнения, что неправильно действовало в нашей системе, что не соответствовало идеалам социализма,- пояснил мой собеседник, - и было ошибкой, что мы не поднимали против этого свой голос".

Орденоносный генерал, успешный разведчик, шеф мощной спецслужбы, вызывавший зависть не только у своих, восточных, но и у западных коллег, просто "вышел из игры" - в звании генерал-полковника он подал в 1986 году в отставку и начал новую жизнь.

Будучи выходцем из творческой семьи, давшей немецкой культуре известного драматурга (отец Маркуса - Фридрих Вольф - автор знаменитой антифашисткой пьесы "Профессор Мамлок" и исторической трагедии "Томас Мюнцер") и кинорежиссера (брат Маркуса - Конрад Вольф , снявший известный советско-германский фильм "Гойя"), бывший "человек без лица" стал успешным писателем.

Первая же книга "Тройка" о жизни политэмигрантов в сталинской Москве 30-х годов привлекла внимание за рубежом, была переведена на несколько языков, но в тогдашней ГДР принесла Вольфу славу "диссидентствующего генерала".

В первые годы после объединения Германии Маркус Вольф, как все бывшие сотрудники МГБ, подвергся политическим преследованиям, дважды предстал перед судом, был несправедливо приговорен к семи годам заключения, побывал в тюрьме, но не сломался, не согласился предать коллег и друзей, отказался от предложения ЦРУ получить полную индульгенцию, "гринкарт" и обеспеченную жизнь в США в обмен на свидетельские показания против разоблаченных агентов КГБ.

"Я никогда не называю отдельных имен, никого не выделяю, - сказал Маркус Вольф . - У нас было много агентов, которые работали не за деньги, а из убеждений. Я считаю главным достижением своей службы, что наши успехи достигались усилиями большого числа людей, искренних и честных". Разведчик не предал ни одного из них, и они остались верны опальному генералу: "Никто не захотел свидетельствовать против меня на процессе в Дюссельдорфе, будто я был лично причастен к пагубным действиям против ФРГ".

Маркус Вольф сам вернулся в объединенную Германию в 1991 году из Москвы, куда он сначала уехал с семьей после начала охоты на "Штази" - так немцы сокращенно именовали свое МГБ. "Я не боялся суда, так как совесть моя была чиста", - объяснил он свое возвращение в Германию, которое многие тогда называли "самоубийственным".

Против политического судилища над писателем-разведчиком выступили его коллеги-ветераны внешних разведок многих стран, известные политики и литераторы, в том числе и в самой ФРГ. Маркус Вольф вышел на свободу и вскоре стал одним из самых популярных людей в Германии, самым уважаемым экспертом в вопросах разведки, признанным писателем. Книги Вольфа "Тройка", "Секреты русской кухни", "Игра на чужом поле", "Друзья не умирают" и другие издаются большими тиражами и быстро раскупаются во всем мире.

Прошедший за свои 83 года "огонь, воду и медные трубы", Маркус Вольф не боялся людского суда, не страшился он предстать и пред "Высшим судом". Говорят, что внезапная смерть без долгих мучений уготована Богом только людям с чистой душой.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала