Татьяна Синицына, обозреватель "РИА Новости"
Новый Лесной Кодекс России 8 ноября успешно преодолел третье, окончательное чтение в Госдуме и превратился из проекта в Закон. Собственно, судьба документа фактически была решена уже 1 ноября, после одобрения во втором чтении, когда, согласно процедуре, проект стал недосягаемым для каких-либо серьезных изменений. Теперь Закон о Лесном Кодексе должен пройти Совет Федерации, и потом ляжет на стол президента страны.
Новый Лесной Кодекс остро необходим стране. Дела в лесной отрасли идут из рук вон плохо, она используется крайне неэффективно. Россия получает от зеленой зоны меньше прибыли, чем маленькая Финляндия. Необходимость изменения ситуации ни у кого не вызывала сомнений. Дух рыночных отношений, строительством которых вот уже 15 лет занята Россия, требовал режима либерализации возможностей. Именно поэтому в изначальном варианте разработчики сняли все барьеры для эксплуатации лесного ресурса. Среди многих форм собственности на лесные участки было четко прописано и право приватизации. Ответ на вопрос, в чьей собственности будет находиться лес, покрывающий почти 70% территории страны, стал наиболее чувствительной точкой нового Лесного Кодекса.
С одной стороны, введение частной собственности на лес могло бы существенно повысить капитализацию лесопромышленных предприятий. Но отсутствие полноценной системы контроля, менталитет общества, не готового по-настоящему распорядиться такой собственностью, как лес, не позволяют вводить механизм «частной собственности». Как только это раздражающее слух россиянина словосочетание зазвучало применительно к лесу, с разных концов огромной России в Кремль, в адрес президента Путина хлынул поток писем и телеграмм от возмущенных граждан. Глава государства, конечно, не мог проигнорировать стихийный общенациональный протест. Он определенно сказал разработчикам, что не подпишет новый Лесной Кодекс, в котором будет закрепляться право частной собственности на лесные угодья.
Авторы проекта Лесного Кодекса, во главе с министром экономического развития и торговли Германом Грефом, «сломали голову» на том, чтобы выполнить условие президента и в то же время не лишить документ «рыночного духа». В Кодексе, который одобрен Думой, четко зафиксировано, что «лесной фонд является федеральной собственностью». И все же наиболее последовательные критики нового документа - ученые - сразу разглядели «подвохи», скрытые от непосвященного взгляда в формулировках реформаторов-рыночников. «В структуре документа осталась «лазейка», через которую очень легко осуществить главную идею разработчиков - о частной собственности, - считает директор Центра экологии и управления лесов Российской Академии наук Георгий Коровин. - В кодексе произошла подмена лесного законодательства земельным - лес из недвижимого имущества превратился в «движимое». По мнению Георгия Коровина, последствия могут быть следующими: «Переводите лесные земли в любые категории и дальше - делайте с ними все, что хотите, в том числе и продавайте в частные руки».
Эту точку зрения поддерживает и другой известный ученый, заведующий кафедрой леса Московского государственного университета академик Российской академии сельскохозяйственных наук Николай Моисеев: «В новом Лесном Кодексе, впервые за всю двухсотлетнюю историю управления лесами в России, они становятся объектом земельных отношений, движимым имуществом. Следовательно, лес можно выдернуть из земли, как редиску, и продать куда угодно, в том числе и под коттеджи».
Лесной законопроект, как считают оппоненты, не дает ответа и на многие другие волнующие вопросы. Директор по развитию Архангельского целлюлозно-бумажного комбината Наталья Пинягина обращает внимание на то, что лесной сектор России потенциально способен принести в казну колоссальные средства. Прежде всего, от налоговых поступлений, которые могли бы обеспечить крупные конкурентоспособные лесопромышленные корпорации. Однако Лесной Кодекс не создает условия для формирования подобных корпораций.
Была поставлена под сомнение и статья Кодекса о передаче лесных функций регионам. В частности, мэр Москвы Юрий Лужков выступил против возможной передачи лесопаркового защитного пояса столицы под управление властей Московской области, как это трактует Кодекс. «Лесопарки вокруг города должны оставаться под управлением федеральных властей, иначе город рискует задохнуться от любого неверного экологического шага», - сказал, выступая в стенах Думы, Юрий Лужков и - был услышан: в Кодекс внесена соответствующая поправка.
В новом лесном документе узаконено право граждан на свободное посещение леса, которое прежде многими ставилось под сомнение. Итак, по новому Кодексу, «граждане вправе свободно и бесплатно пребывать в лесах для собственных нужд, осуществлять заготовку плодов, ягод, грибов». Лес в России - больше, чем лес, это еще и среда обитания, извечный кормилец.
Одобрив проект Лесного Кодекса в третьем чтении, Госдума одновременно приняла закон о введении его в действие, согласно которому 1 января 2007 года документ должен вступить в силу. Между тем, еще не готово более 50 подзаконных актов, так что, вряд ли новый Лесной Кодекс сможет сразу взять старт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции