Год России в Китае подходит к концу. Церемония его официального закрытия состоится в ходе визита в Китай Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Фрадкова - 9-10 ноября в Пекине. Накануне этого события директор Первого департамента Азии МИД России Константин Внуков в беседе с корреспондентом сайта «РИА Новости» на китайском языке подвел предварительные итоги этого мероприятия.
Корреспондент: Год России в Китае стал одним из наиболее значительных двусторонних мероприятий в истории российско-китайских отношений с момента их установления в 1949 году. Каково значение Года для дальнейшего укрепления взаимодействия между нашими странами?
Константин Внуков: Год России в Китае - действительно уникальное событие. Его особенность заключается в том, что это комплексное, направленное на широкие слои населения мероприятие. По самым скромным подсчетам, уже более 500 тысяч граждан КНР приняли непосредственное участие в его мероприятиях. Вместе с телезрителями, пользователями Интернета и читателями газет, наблюдавшими за Годом России, общее число вовлеченных жителей КНР может достичь нескольких сотен миллионов человек.
Мы стремились рассказать об истории, культуре, религии, политическом и экономическом развитии нашей страны. При этом основной задачей Года было показать жителям Китая сегодняшнюю Россию, представить им российское общество 2006 года. Наша цель - преодолеть стереотипы, опасения и недопонимание, которые, к сожалению, до сих пор существуют между нашими народами.
Кроме этого, проведение Года России имеет большое политическое значение. Это мероприятие наглядно продемонстрировало, что курс на стратегическое партнерство и взаимодействие между Россией и Китаем имеет в обеих странах широкую социальную поддержку.
Россия проводит национальные годы в странах, отношения с которыми для нее приоритетны. До 2006 года мы неоднократно реализовывали подобные мероприятия в странах СНГ. Китай стал первой страной дальнего зарубежья, где мы провели свой национальный год. Таким образом, мы подтвердили, что взаимодействие с КНР является для России очень важным и стратегически необходимым.
Хочу также отметить, что Год России в Китае принес, в том числе, и заметные экономические результаты. Например, в ходе Харбинской ярмарки подписано контрактов и взято обязательств на общую сумму более 2 млрд. долларов. Это очень солидный вклад в наше деловое сотрудничество.
В настоящее время МИДы России и Китая как координаторы обоих национальных годов проводят предварительный анализ результатов Года России. Специалисты оценивают, что получилось, а что - нет, какие мероприятия были проведены в соответствии с задуманной формой, какие претерпели изменения. Окончательные итоги пока подводить рано, но определенно можно сказать, что мы справились с поставленной задачей: Год России в Китае еще более укрепил отношения стратегического партнерства и взаимодействия между нашими странами.
Вообще 2006 год является знаковым, юбилейным, а в чем-то даже рекордным. Мы отметили десятилетие установления отношений стратегического партнерства и взаимодействия, пятилетие Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, пятилетие Шанхайской организации сотрудничества. В текущем году уже прошло пять встреч на высшем уровне, вероятно, до конца года состоится еще одна - это абсолютный рекорд в истории российско-китайских отношений.
Как в целом Вы оцениваете качество работы сторон по подготовке и организации Года России в Китае?
В ходе проведения Года России не возникло ни одной серьезной проблемы. Это свидетельствует о высоком уровне организации всего мероприятия. Российская и китайская стороны создали оргкомитеты, в которые вошли представители ведущих министерств, ведомств, руководители регионов, крупные бизнесмены. Оба оргкомитета вели постоянную совместную работу по согласованию перечня мероприятий, координации действий сотен организаций и ведомств обеих стран.
Кроме того, для успешного осуществления намеченных планов немаловажным стал тот факт, что из двух национальных годов первым прошел российский. Ведь у нашей страны уже имеется богатая практика по организации такого рода мероприятий. Нашим китайским партнерам, которым предстоит впервые провести за рубежом столь масштабную акцию, наверняка будет весьма полезен опыт, накопленный сторонами за прошедший год.
Как происходил отбор мероприятий Года России в Китае? И как решались вопросы его финансирования?
Я уже упоминал, что цель национального года - представить все стороны жизни общества и государства. Именно этим мы и руководствовались при составлении программы мероприятий. Чтобы обеспечить выполнение намеченных мероприятий, оба оргкомитета тщательно подбирали организаторам партнеров со своей стороны. И этот подход полностью себя оправдал - именно в таком партнерстве взаимодействие сторон было наиболее результативным.
Российские и китайские ведомства, регионы и организации проявляли такую высокую активность, что зачастую нам приходилось объединять несколько мероприятий в одно. Так, например, международная торгово-экономическая ярмарка в Харбине стала площадкой для презентаций возможностей целого ряда регионов Сибири и Дальнего Востока России.
Финансирование, естественно, по большей части осуществлялось российской стороной. Это наш Год, и все основные траты должны ложиться на нас. Неожиданностью стало то, что многие организаторы, особенно на уровне регионов, проявляли активность не только в формировании предложений, но и вопросах финансового обеспечения своих мероприятий. Безусловно, средства на главные мероприятия Года, такие как церемония открытия и национальная выставка, выделяются из федерального бюджета.
В программе Года России в Китае было запланировано 268 мероприятий, 79 из которых рассматривались как основные. Несмотря на то, что мнения о точном количестве мероприятий, проведенных на данный момент, расходятся, их число уже определенно превысило 200. Какие данные можете привести Вы?
Я могу с уверенностью сказать, что проведено уже более 240 мероприятий. И, несмотря на то, что официальная церемония закрытия Года России состоится очень скоро, до конца декабря мы ожидаем еще, как минимум, 40 различных мероприятий. Уже сейчас очевидно, что первоначальный план мероприятий перевыполнен.
Я хочу подчеркнуть, что подход к проведению мероприятий и у российской, и у китайской стороны был отнюдь не бюрократический. Именно поэтому утвержденная программа мероприятий не была жестким руководством к действию. Она не была догмой, жизнь вносила свои коррективы. Мы оказывали помощь и поддержку всем, кто проявлял инициативу.
Год России завершается, и уже сейчас активно ведется согласование программы мероприятий Года Китая в России с МИД КНР. Будет ли, по Вашим сведениям, его программа существенно отличаться от российской по количеству, форме и тематике мероприятий?
Согласование программы мероприятий Года Китая в России сейчас в самом разгаре. Мы уже получили предварительный перечень мероприятий от китайской стороны, проработали его в различных федеральных и региональных ведомствах и организациях и внесли встречные предложения. Работа ведется очень активно, и мы рассчитываем, что Михаил Фрадков и Вэнь Цзябао в ходе предстоящих встреч, принципиально одобрят основные направления программы Года Китая. Думаю, до конца года план мероприятий будет утвержден окончательно.
Трудно говорить о том, насколько китайская программа будет соответствовать программе Года России. Безусловно, наработанный в нынешнем году опыт должен быть использован. Уже сейчас очевидно, что многие мероприятия станут продолжением тех, которые проводились в этом году. Вместе с тем мы уверены: Год Китая будет отличаться от Года России, и многие мероприятия станут открытием для российских граждан. Россия и Китай - хорошие и надежные партнеры, но мы - общества с разными культурами и традициями. Программа Года, мы надеемся, будет построена таким образом, чтобы познакомить россиян с новым Китаем - Китаем 2007 года.
Определенно, сценарий общегосударственных мероприятий принципиально не изменится. Церемония торжественного открытия состоится в начале года в ходе официального визита в Россию Председателя КНР Ху Цзиньтао. Но, как и в нынешнем году, мероприятия начнутся гораздо раньше. Вероятнее всего, уже 1 января главы наших стран выступят с поздравительными обращениями по поводу открытия Года Китая в России.
Год России задал высокую планку, на которую теперь будет легко ориентироваться нашим партнерам. Не сомневаюсь, что Год Китая в России будет не менее ярким, а если нашим друзьям удастся провести еще более красочное мероприятие, то мы будем очень рады. Я хочу подчеркнуть, что в идею проведения парных национальных Годов изначально не было заложено соревновательного духа. Наша страна не устраивает гонку, кто проведет больше мероприятий. Такой подход неконструктивен. Для нас прежде всего важны достигнутые в ходе проведения национальных годов результаты. Успехи что одного, что другого национального года падают одновременно в обе копилки, это наши общие успехи.