МОСКВА, 8 ноя - РИА Новости. К 2015 году в России может быть уже 25 миллионов активных верующих, поскольку их численность растет прямо пропорционально увеличению количества храмов, сообщил руководитель социального отдела Института общественного проектирования (ИОП) Михаил Тарусин по итогам социологического исследования ИОП.
В ходе исследования были опрошены 15 тысяч россиян.
"Число воцерковленных верующих находится в прямой зависимости от увеличения количества действующих храмов. На протяжении последних 15 лет сохраняется зависимость 500-1000 человек на один храм", - сказал Тарусин в среду на "круглом столе" в РИА Новости.
Аналогов этому процессу в мире ученый не знает.
"При этом Русская Православная Церковь не претерпевает внутренних и внешних модернизаций, как Церкви в западном пространстве", - отметил Тарусин.
Согласно исследованию, в 1989 году в России на шесть тысяч церквей было пять миллионов верующих, регулярно посещающих богослужения и совершающих таинства исповеди и причастия (около 4% населения страны). В 1995 году цифры увеличились соответственно до восьми тысяч храмов и семи миллионов воцерковленных. На 2005 год эти показатели составили более 12 тысяч 600 храмов и 9,5 миллионов постоянных прихожан (8,5% населения).
"Таким образом, к 2015 году мы можем иметь 25-28 миллионов активных верующих - при условии, что у нас будет в два раза больше храмов, около 25 тысяч", - сказал Тарусин.
К 2025 году, по его прогнозам, число воцерковленных россиян может составить уже 35 миллионов (33% населения России), если количество храмов увеличится минимум втрое и составит около 40 тысяч.
"Сегодняшний период характеризуется интенсивным восстановлением традиционной религиозности. В 91-м году к православным относила себя треть населения, сегодня это количество приближается к двум третям. Количество относящих себя к мусульманам практически не меняется. Атеистов стало в два раза меньше", - сказал Тарусин.
Сегодня православными себя считают почти 62% опрошенных, мусульманами - около 7%, атеистами - 15%. Чуть более 1% причислили себя к другим вероисповеданиям, еще 14% верят в Бога, но не исповедуют конкретной религии.
"Неуклонно растет число людей, причащающихся более одного раза в год. В 92-м году их было 7%, в 2002 - 12%, в 2005 - уже 18%", - отметил Тарусин.
Рисуя "сравнительный портрет верующего", социолог отметил, что активные последователи традиционных конфессий "довольно быстро молодеют". Если в конце 80-х годов их средний возраст был на уровне пенсионного, то теперь это 48 лет для православных и 45 лет - для мусульман.
Среди последователей ислама, как и среди атеистов, значительно больше мужчин, а среди христиан - женщин.
"Социальный оптимизм", по данным опроса, наиболее высок у мусульман - более 37% последователей ислама считают, что материальное положение их семей в следующем году улучшится. Среди православных так считают около 25%, а среди всех респондентов - в среднем 26%.
Уровень образования активных верующих соотносится с уровнем образования всего населения в целом. Но по количеству прочитанного за год лидируют православные - около шести книг, мусульмане - четыре. В среднем же на россиянина, согласно опросу, приходится всего по пять книг в год.
"Активные верующие являются и социально активными гражданами, которые поддерживают рыночную экономику и основные институты демократии, выступают сторонниками укрепления государства, утверждения свободы на основе порядка и закона", - сказал Тарусин.
Для всех опрошенных очень важна проблема равенства. Но верующие (и мусульмане, и православные) ценят трудолюбие гораздо больше, нежели все население в целом. Терпимость, уверенность в себе и частное предпринимательство важнее для мусульман. А православные особо выделяют такие качества как "честность и бескорыстие, доброта и милосердие".