4 ноября в маленьком городке Перпиньян на юге Франции на 82 году жизни скончался известный композитор и аранжировщик, один из создателей жанра "easy listening" Поль Мориа.
Поль Мориа родился в Марселе 4 марта 1925 года. Уже с детских лет в нем были выражены музыкальные способности, и отец, всегда хотевший сам стать музыкантом, отдает сына в Марсельскую консерваторию, которую Поль успешно оканчивает по классу фортепьяно. В консерватории преподавали классическую музыку, но уже тогда его привлекал джаз, в котором он видел колоссальные возможности для собственной реализации. Шел 1942 год. В 17 лет он собирает свой первый оркестр, с которым колесит по Франции.
В 1958 году он переезжает в Париж. В начале 60-х годов будущую звезду заметил Шарль Азнавур. С этого момента началась карьера великого инструменталиста: работая с известным шансонье, Мориа познакомился и с другими певцами. Он делал аранжировки и для Мирей Матье, и для Далиды, и для Петулы Кларк. Пластинка с его композицией, сочиненной для Мирей Матье - "Мое кредо" - была продана гигантским для франкоязычного мира тиражом в 1,3 млн экземпляров.
Самым большим успехом для Мориа стала мелодия "Chariot", написанная под псевдонимом Дель Рома (Del Roma) совместно с Франком Пурселем и Раймондом Лефевром, которая удостоилась гран-при на европейском фестивале "Евровидение" в 1962 году. А в 1963, получив английский текст и второе название - "I will follow him", она становится популярной в США. С этого момента Мориа окончательно решает, что может и должен работать самостоятельно.
Свой знаменитый оркестр (Le grand orchestre de Paul Mauriat) Поль Мориа создает в 1965 году и одним из первых у него выходит альбом, посвященный России "Russie de toujours" (1965).
В 1967 году он записывает "L'amour est bleu" ("Любовь - это грусть"), с которой начинается его невероятный успех во всем мире. С 1969 года Поль Мориа дает свои концерты.
В России музыку Поля Мориа всегда очень любили. Пластинки с мелодиями оркестра Поля Мориа, изданные фирмой грамзаписи "Мелодия", запиливались меломанами долыса. Маэстро приезжал в Москву два раза. Впервые он посетил Советский Союз в середине 60-х вместе с Мирей Матье. А в 1978 году приехал уже со своим собственным оркестром. Тогда успех был оглушительный. Семи запланированных концертов оказалось мало - каждый раз зал был полон, и оркестру даже пришлось выступить дополнительно. Концерт Поля Мориа воспринимался на государственном уровне - маэстро лично принимал сам Леонид Ильич Брежнев. Как говорят, за музыкантом неделю охотился брежневский фотограф, оказавшийся фанатом его творчества, а некоторое время спустя Мориа даже навел символический мост между Францией и Советским Союзом - музыкант поработал над аранжировкой музыки Татьяны и Сергея Никитиных для песни "Под музыку Вивальди".
Еще многие помнят, что мелодия "Манчестер и Ливерпуль" в аранжировке Мориа много лет сопровождала сводку погоды после программы "Время", а "Жаворонок" у советских телезрителей накрепко связался с передачей "В мире животных".
Но настоящей любовью Поля Мориа была Япония, и свой первый авторский альбом "Love sounds journey" (1976) он посвятил именно этой стране. Он говорил, что японцы - самая романтичная нация, очень близкая ему по духу. Япония ответила мастеру взаимностью - в этой стране его музыка - такой же символ Франции, как лучшие марки вина, одежды, духов и бижутерии.
Последний концерт оркестра Поля Мориа с его участием прошел в его любимой "стране восходящего солнца" - в старинном городе Осаке в 1998 году. С тех пор коллектив выступал, расставшись со своим любимым дирижером. C 1998 года оркестром дирижирует Жиль Гамбю, один из ведущих музыкантов оркестра. Однако до последних дней Мориа принимал непосредственное участие в подготовке концертных программ.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников