ВАШИНГТОН, 5 ноя - РИА Новости, Алексей Березин. В США еще в 1999 году прогнозировали, что при вторжении в Ирак с последующим пребыванием там воинского контингента потребуется 400 тысяч военнослужащих.
Такой прогноз содержится в документах по "военной игре" "Пересечение пустыни" (Desert Crossing), опубликованных на сайте Национального архива безопасности Университета Джорджа Вашингтона. Документы были обнародованы в соответствии с Актом о свободе информации по запросу университета.
Через неделю после мартовского вторжения 2003 года в Ирак Пентагон выступил с заявлением, что на территории Ирака находятся 250 тысяч военнослужащих. Кроме этого, в операции принимали участие 40 тысяч военнослужащих коалиционных сил.
"Бывший командующий Центрального командования Этони Зинни (ушедший в отставку в 2000 году) отмечал, что его план вторжения в Ирак предполагает участие 400 тысяч военнослужащих", - отмечает Национальный Совет безопасности Университета.
По данным американских СМИ, октябрь стал для воинского контингента в Ираке самым кровопролитным месяцем с начала 2006 года - погибли 103 военнослужащих из США. Всего с начала вторжения, по данным Ассошиэйтед Пресс, погибли более 2 тысяч 500 американских военнослужащих.
"Ошибка США в Ираке была в недостатке войск. Военная игра "Пересечение Пустыни" 1999 года предполагает, что неудача могла бы быть и в том случае, если бы в Ираке было 400 тысяч военнослужащих", - сказал в интервью телеканалу Си-эн-эн (CNN) директор Национального архива безопасности университета Томас Блэнтон.
Как отмечается в документах, опубликованных на сайте университета, даже при таком большом военном контингенте (400 тысяч человек) в Ираке все равно могли бы возникнуть серьезные проблемы.
"В апреле 1999 года Центральное командование США (CENTCOM) (которое отвечает, в том числе, за Ближний Восток) провело серию "военных игр" "Пересечение пустыни" для оценки потенциальных последствий вторжения в Ирак, направленного на свержение Саддама Хусейна. Обнародованные документы проливают свет на первоначальную подготовку к игре в апреле-мае 1999 и детальный разбор ее результатов в июне-июле 1999 года", - отмечается в заявлении Национального архива безопасности Университета Джорджа Вашингтона.
Из опубликованных документов следует, что в ходе игры рассматривались два сценария развития событий послевоенного Ирака: худший и наиболее вероятный. Доклад по итогам игры был подготовлен, в том числе, Пентагоном, Госдепом, Национальном Советом безопасности и ЦРУ.
В соответствии с документами, в 1999 году во время "военных игр" рассматривались несколько вариантов свержения режима Хусейна, за каждым из них идет разъяснение "худшего сценария" развития событий и "наиболее вероятный" сценарий.
Так, свержение Хусейна могло произойти в результате убийства, внезапной смерти, военного переворота, военно-политического переворота или дворцового переворота. Аналитики полагали, что ситуация после "внезапной смерти" Хусейна или его "убийства" не будет сильно отличаться. В некоторых случаях прогнозы аналитиков в отношении развития событий оказались верны.
В ходе игр было отмечено, что "смена режима не гарантирует стабильность". "Ряд факторов может отразиться на стабильности в регионе: агрессивные соседи, разделение религиозных или этнических линий, беспорядки, созданные противоборствующей стороной претендующей на власть", - говорится в документе.
Кроме того, отмечалось, что в результате вторжения в Ирак может усилиться иранский антиамериканизм, а долгосрочное и полномасштабное военное присутствие "может повлечь разногласия между многими партнерами по коалиции".