Общенациональный российский праздник - День народного единства
16 декабря 2004 года Государственная Дума приняла сразу в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях) России. Закон, в частности, предусматривал введение нового праздника - День народного единства. На этот день был перенесен государственный выходной день с 7 ноября - Дня Согласия и Примирения. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». С 2005 года 4 ноября в России государственный выходной.
В 1612 году народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов.
Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых - государь Михаил Федорович. Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства. По указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Празднование Казанской иконе Божией Матери
В 1579 году большая часть Казани, незадолго до того взятой войсками Ивана Грозного, была уничтожена пожаром. Местный люд постепенно стал отстраивать дома. Среди погорельцев был стрелец Даниил Онучин. Его 9-летней дочери Матроне было во сне явление Богородицы, которая повелела девочке достать на пепелище икону Божией Матери, зарытую при мусульманском господстве тайными исповедниками православия. Икону действительно нашли, причем, по церковным летописям, явление ее сопровождалось «многими чудотворениями» (явление иконы Русская Православная Церковь празднует 21 июля). Казанская икона Божией Матери быстро стала одной из главных святынь православных христиан. В том же 1579 году царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько списков (копий), два из которых Русской Церковью почитались особо. Один список с иконы был прислан в народное ополчение Минина и Пожарского, которое в 1612 году освободило Москву от польских захватчиков (ныне этот список находится в Богоявленском кафедральном соборе в Москве). В память об освобождении Москвы установлен день празднования Казанской иконе Божией Матери - 4 ноября. Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром I в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной из главнейших святынь града Петра. В 1811 году в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.
В июне 1904 года собор Казанского монастыря был ограблен злоумышленниками; бесследно пропала и чудотворная икона Божьей Матери. После революции 1917 года многие иконы из-за их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров. Один из списков Казанской иконы Божией Матери, написанный в XVIII веке и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе римскому Иоанну Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1981 года. Летом 2004 года почитаемый список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери был возвращен в Россию и передан в Московский патриархат. В июле 2005 года Алексий II доставил образ в Казань во время своей поездки, приуроченной к 450-летию Казанской епархии Русской православной церкви. Теперь список с иконы Казанской Божией Матери хранится в Благовещенском монастыре Казани в бронированном позолоченном киоте под наблюдением 13 видеокамер.
На Руси праздник Казанской Божией Матери считался важной датой в крестьянском календаре. Это был своего рода пороговый день, вслед за которым почти сразу наступала настоящая зима. С этим днем связано много народных поговорок: «Коли на Казанскую небо заплачет, то следом и зима придет»; «С Казанской тепло морозу не указ». Кроме того, в этот день в России любили играть свадьбы, так как считалось, что тот, кто женится на Казанскую, будет счастлив в браке.
60 лет назад (1946) вступил в силу Устав ЮНЕСКО
ЮНЕСКО - специализированное учреждение в системе ООН. Организация создана 16 ноября 1945 года. Устав ЮНЕСКО принят на Лондонской конференции в ноябре 1945 года и вступил в силу 4 ноября 1946 года после его ратификации 20 государствами. После возвращения в сентябре 2003 года США, вышедших из ЮНЕСКО в 1984 году, членами организации являются 190 государств. Во всех государствах - членах ЮНЕСКО созданы национальные комиссии, в состав которых входят представители работников образования, науки и культуры соответствующих стран. Согласно Уставу ЮНЕСКО, «организация ставит перед собой задачу содействовать укреплению мира и безопасности, способствуя сотрудничеству народов путем образования, науки и культуры, в интересах обеспечения всеобщего уважения к справедливости, законности, правам человека и основным свободам, провозглашенным в Уставе ООН, для всех народов, без различия расы, пола или религии». Основными формами деятельности ЮНЕСКО являются организация совместных исследований, сбор средств, создание международных институтов, мобилизация мирового общественного мнения путем проведения конференций, семинаров и «круглых столов» по актуальным проблемам.
Основу миссии и деятельности ЮНЕСКО составляют соблюдение прав человека, взаимное уважение людей и народов и борьба с нищетой. В последние годы ЮНЕСКО работает по следующим направлениям: обеспечение всеобщего начального образования, образование взрослых, ликвидация неграмотности, осуществление таких научных программ, как «Человек и биосфера», программ международных океанографической и гидрологической комиссий, международной программы развития коммуникаций (имеющая целью создание в развивающихся странах независимых средств массовой информации и связи), создание Всемирной системы научной информации (ЮНИСИСТ) с целью интеграции национальных, региональных и международных служб информации в единую всемирную систему или ряд систем. В области социальных и гуманитарных наук ЮНЕСКО уделяет внимание обучению и оказанию содействия в области соблюдения прав человека и демократии, улучшению положения женщин, содействию мероприятиям по решению проблем молодежи. Деятельность в области культуры сосредоточена, главным образом, на защите культурного наследия. В настоящее время во всем мире под защитой ЮНЕСКО находится более 600 культурных памятников и природных объектов (2003). Организация располагает бюро и подразделениями, расположенными в различных частях мира. Около 350 неправительственных организаций (НПО) поддерживают «официальные» отношения с ЮНЕСКО, свыше тысячи НПО сотрудничают с организацией на разовой основе. ЮНЕСКО работает над созданием условий для подлинного международного диалога, основанного на уважении универсальных человеческих ценностей и суверенитета каждой цивилизации и культуры.
116 лет назад (1890) в Лондоне открылась первая электрическая линия метрополитена
Лондон - родина метро как вида транспорта, а лондонское метро - старейшая в мире подземная городская железная дорога. Первая ее очередь - вокзал Паддингтон (в то время Бишопс) - вокзал Фаррингдон, была открыта 10 января 1863 года. Первый поезд состоял из 23 вагончиков без крыши и управлялся паровозом Стефенсона. Церемония открытия была торжественно обставлена. Добровольцы-пассажиры рассаживались по местам под звуки оркестра, который, как злословили журналисты, «играл с таким рвением и пылом, что даже самый робкий человек с радостью согласился бы на любой способ передвижения, лишь бы покинуть платформу». Так как дело было зимой, каждому пассажиру выдали по стаканчику бренди с водой. Название этой линии - «Метрополитен-лайн» - превратилось во многих языках мира в нарицательное слово «метрополитен», обозначающее городскую систему внеуличного рельсового транспорта. Сами же англичане называют метро в целом «подземкой» (Underground), а участки глубокого заложения «трубой» (Tube). Сразу же после открытия первой очереди лондонское метро стало бурно развиваться. В 1864 году линия метрополитена была продлена до Хаммерсмита, в 1868 году началось движение до Южного Кенсингтона, в 1876 году был пущен участок до Олдгейта, а в 1882 году - до лондонского Тауэра. Кроме того, в 1868 году была построена ветка от Бейкер-Стрит до Суисс-Коттедж, которая к 1889 году была поэтапно продлена до Чесхэма. В 1868-1871 годах был построен первый участок Кольцевой и Дистрикт линий, а уже к 1884 году кольцо было замкнуто. Первые метропоезда действовали на паровой тяге, причем локомотивы были устроены так, что отработанный пар конденсировался, а не выпускался сразу наружу.
С 1890 вместо тоннелей мелкого заложения стали строить линии на электрической тяге, которые в центре города проходят в тоннелях глубокого заложения (Tube), а на окраинах выходят на поверхность. Первая в мире подземная электрическая дорога открылась в Лондоне 4 ноября 1890 года: это была Северная линия на участке Стоквелл - Кинг Уильям-Стрит. Открыл движение и первым пассажиром стал принц Уэльсский, будущий король Великобритании Эдуард VII. Первая электрическая линия протяженностью в шесть километров называлась Metropolitan Railway, то есть «столичная железная дорога». Сокращение этого длинного названия до пяти букв и породило всем нам знакомое «метро». В 1890-1904 годах были построены четыре таких линии, получившие общее наименование Индепендент-тьюб. Три более поздние линии, открытые в 1906-1907 годах, получили классификацию Йеркс-тьюб, по фамилии чикагского миллионера Йеркса, на деньги которого они были сооружены. С этого времени началась и поэтапная электрификация паровозных линий, которая полностью завершилась к 1913 году. В настоящее время лондонский метрополитен включает в себя 275 станций, протяженность путей - более 400 километров.
50 лет назад родился Игорь Тальков (1956 - 1991), композитор, поэт и певец
Игорь Тальков родился 4 ноября 1956 года в городе Щекино Тульской области. Окончил музыкальную школу по классу баяна. В разное время пополнял образование в Школе-студии МХАТ, Тульском педагогическом институте и Московском институте культуры, но ни одно из этих учебных заведений не закончил. С 14 лет начал писать песни. С 1975 года с группами «Апрель», «Калейдоскоп» и «Вечное движение» стал выступать на эстраде. В 1980 году впервые выступил в Москве на дискотеке клуба «Найка». В середине 1980-х годов работал аранжировщиком у Людмилы Сенчиной, а в 1985 году вместе с Ириной Аллегровой стал солистом тухмановского проекта «Электроклуб». Карьера сольного певца началась после выхода песни «Чистые пруды» (1986). На первом международном телевизионном фестивале «Ступень к Парнасу» (1989) стал лауреатом и дипломантом 2-й премии. Сенсацией стала его собственная, неожиданно смелая для эстрадных канонов того времени песня «Россия» (1989). Песни и стихи Талькова имеют злободневное гражданственное звучание («Я вернусь», «КПСС», «Кремлевская стена», «Страна не дураков, а гениев», «Родина моя», «Бывший подъесаул», «Спасательный круг», «Глобус» и многие другие). Исполнительская манера отличалась яркой индивидуальностью. Автор книги «Монолог». Снялся в фильмах «Князь Серебряный» и «За последней чертой». О нем снят фильм «Сны Игоря Талькова». Убит 6 октября 1991 года в Санкт-Петербургском дворце спорта «Юбилейный» во время концерта (при невыясненных обстоятельствах). Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. В столице открыт Музей Игоря Талькова.
2 года назад (2004) в Иркутске состоялось торжественное открытие памятника адмиралу Александру Колчаку
Александр Васильевич Колчак родился в семье морского офицера-артиллериста. Окончил Морской кадетский корпус. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов командовал эсминцем и батареей в Порт-Артуре. Участник полярных экспедиций 1900-1903 и 1908-1911 годов. В 1906-1909 и 1911-1914 годах служил в Морском генштабе. Участвовал в первой мировой войне в должностях начальника оперативного отдела Балтийского флота, командира минной дивизии и с июля 1916 года - командующего Черноморским флотом. После февральской революции 1917 года занял резко контрреволюционную позицию и под давлением матросских масс был отозван Временным правительством в Петроград. Был послан в командировку в Великобританию и США. В октябре 1918 года с английским генералом А.Ноксом прибыл в Омск и 4 ноября был назначен военным и морским министром «сибирского правительства». 18 ноября 1918 года при поддержке кадетов, белогвардейских офицеров и интервентов произвел переворот и установил военную диктатуру, приняв титул «верховного правителя российского государства» и звание верховного главнокомандующего. После разгрома белогвардейских войск бежал из Омска в Иркутск, где 27 декабря 1919 был взят под охрану чехословацкими войсками. 15 января 1920 года по требованию восставших рабочих выдан эсеро-меньшевистскому политцентру, а затем передан большевистскому ревкому. Расстрелян возле Знаменского монастыря в Иркутске 7 февраля 1920 года.
Год назад, 4 ноября 2004 года, в Иркутске состоялось торжественное открытие памятника Александру Колчаку, приуроченное к 130-летию со дня рождения адмирала. В церемонии открытия приняли участие губернатор Иркутской области, руководители администрации города, депутаты, иркутские казаки, представители общественности. Выступавшие говорили, что Александр Колчак вошел в историю не только как один из лидеров Белой гвардии, но и как талантливый флотоводец, исследователь Сибири и Арктики. Автор памятника - народный художник России Вячеслав Клыков. Медная фигура адмирала высотой в 4,5 метра установлена на высоком постаменте. На нем изображены барельефы двух солдат-братьев в форме Красной и Белой армии, опустившие штыки своих винтовок. По словам Клыкова, «памятник выражает идею прекращения братоубийственной гражданской войны и примирение до сих пор искусственно расколотого общества». Памятник установлен на площадке около Знаменской церкви, недалеко от реки Ангары, в водах которой нашло последний приют тело расстрелянного в 1920-м году Колчака. В память об этом на воду был спущен траурный венок.