Юрий Филиппов, политический обозреватель РИА «Новости».
Государственные праздники для любой страны - не менее серьезная вещь, чем герб, флаг или гимн. Именно в праздниках как в зеркале отражаются национальный характер, история государства, его сегодняшнее самосознание. Привычки и повседневный быт граждан, проблемы страны и даже ее климат - все это как на ладони можно увидеть в праздничный день.
Латиноамериканские карнавалы поют и танцуют целую неделю, а то и больше. Европейцы, жители Северной Америки и тех частей планеты, где распространилось христианство, так долго позволяют себе отдохнуть всей страной только на Рождество, плавно переходящее в Новый год. Совсем недавно, всего пару лет назад по такому же пути пошла и Россия, узаконив общенациональные десятидневные каникулы в начале года.
Несколько особняком стоят праздники, связанные с важными политическими событиями, причем они могут касаться не только отдельной страны, но целого континента, а иногда и всего мира. В США, например, это День Независимости, во Франции - День взятия Бастилии. Современную историю политической демократии, защиты прав и свобод человека невозможно по-настоящему понять, не зная о том, как делались их первые шаги в передовых странах Европы и Северной Америки.
У России тоже есть национальный праздник всемирного значения - 9 мая, День Победы над фашистской Германией. Не случайно в прошлом году, когда мир широко отмечал шестидесятилетнюю годовщину окончания второй мировой войны, в Москву на торжественные мероприятия съехалось много государственных деятелей.
Вообще же российские праздники имеют самое разное происхождение. Некоторые праздничные традиции укрепились еще в советский период, как, например, 8 марта, Международный женский день, или 1 мая, праздник Весны и Труда, тоже международный. Самый молодой российский государственный праздник, День народного единства, отмечаемый 4 ноября, приурочен к годовщине освобождения в 1612 году Москвы от польских интервентов и окончанию так называемого Смутного времени, когда российское государство находилось на грани распада.
Обращение к этой дате спустя четыре столетия не случайно. Страна долго искала новую национальную идею, которая смогла бы стать идейной основой, скрепляющей многонациональное, многоконфессиональное российское общество на рубеже третьего тысячелетия. Поиски этой идеи не закончились и до сих пор. Критики нового праздника утверждают, что противопоставление Польше, а в ее лице, возможно, и всему Западу, как основа для национальной консолидации - не самый удачный национальный образ в условиях, когда Россия и страны Европейского Союза налаживают особенно тесное партнерство в экономической, политической, культурной сферах. Впрочем, строго говоря, такого противопоставления и не существует. Горстка авантюристов, обосновавшаяся в Кремле в начале 17-го века, конечно же, не была чистым воплощением Запада в его незамутненном виде. Среди отрицательных персонажей Смуты было немало русских, причем часто они верховодили иностранцами, заставляя их играть подчиненные роли.
Смысл нового праздника, как его в основном понимают в России - отметить годовщину той символической даты, начиная с которой страна преодолела разруху в головах, нашла новые смыслы бытия и встала на рельсы устойчивого национального развития. Как раз это требуется сегодняшней России. За прошедшие пятнадцать лет страна проводила радикальные экономические реформы, по капле выдавливала из себя коммунистические стереотипы и догмы, по сути, искала себя.
Смутное время 17-го века разделило людей - по сословиям, национальностям, вероисповеданиям. Уничтожение Смуты выразилось в народном единстве, которое преодолело кажущиеся непроходимыми границы между этими различиями и создало новый национальный синтез. Переходный период от СССР к новой России также породил массу различий. Некоторые вероисповедания и национальности (а последних в России около 160!) стали относиться друг к другу настороженно, а то и откровенно враждебно. Обращение к истории четырехсотлетней данности показывает, что эта обособленность не фатальна. Преодолеть ее - значит открыть для страны новые возможности национального развития. Уступить ей - значит снова скатиться в Смуту.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.