Игорь Томберг, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН - «РИА Новости».
Проходившая 30 октября - 1 ноября в Москве Международная энергетическая неделя «Московский энергетический диалог» стала новым раундом выяснения отношений между Россией и Евросоюзом в области энергетических проблем.
Энергетический диалог России и ЕС все больше напоминает разговор слепого с глухим. Во всяком случае, стороны явно не настроены слушать аргументы, зато упорно настаивают на выполнении собственных требований. Тон задает Европейский союз. Недавно президенту РФ Владимиру Путину в финском городе Лахти фактически поставили ультиматум - либо Россия ратифицирует Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), а также подписывает протокол и транзитное приложение к ней, либо главные положения этих документов будут включены в новый договор между Россией Евросоюзом (ЕС).
Участвовавший в работе форума глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко подчеркнул особое отношение России к проблеме энергобезопасности, что обусловлено спецификой ее географического и экономического положения. «Мы являемся одновременно как крупным экспортером, так и крупным потребителем энергоресурсов. В то же время Россия - значимое государство с точки зрения транзита. Поэтому мы в состоянии понять точки зрения практически всех игроков глобального энергетического рынка», - сказал российский министр.
Стоит добавить, что Россия в лице «Газпрома» является владелицей крупнейшей в мире сети газопроводов, в том числе, связывающих государства Центральной Азии и каспийского региона с Европой. Таким образом, по мнению идеологов либерализации газового рынка, Россия перекрывает прямой доступ среднеазиатскому газу на европейские рынки, тем самым, препятствуя диверсификации источников снабжения Евросоюза. Без права прямого доступа к российским газопроводам европейские потребители не могут получать более дешевый (как они надеются) среднеазиатский газ.
Фактически именно эти обстоятельства кроются за упорными попытками Брюсселя заставить Россию ратифицировать транспортный протокол к Энергетической хартии.
Возражения против транзитного протокола основаны на том, что ряд его положений могут в принципе допускать расширительную интерпретацию, не соответствующую интересам России. В то же время, Россия не отказывается ратифицировать ДЭХ как таковой, но требует привести ряд важных для себя норм и формулировок в тот вид, который исключал бы потенциальные ущемления интересов страны. И такая работа ведется на уровне экспертов, постепенно сглаживаются формулировки и сближаются позиции. Что же касается огромного количества публикаций и выступлений сторонников и противников ДЭХ, то непонимание сути сложных проблем зачастую только тормозит процесс согласования интересов и вносит ненужную напряженность в окружающий энергодиалог новостной фон. Очень немногие специалисты прочли и поняли содержание самого документа (250 страниц юридического текста), однако интерпретаторов - хоть отбавляй.
Как в очередной раз показал форум в Москве, под флагом диверсификации источников поставок европейцы ведут слаженную и весьма агрессивную борьбу за интересы стран-потребителей углеводородов. Этот единый фронт вполне оправданно расценивается российскими представителями как своеобразный картель потребителей газа. Что вызывает закономерное стремление добиться равновесия, действуя в той же системе координат.
Так, глава думского комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев в ответ предложил свой вариант газового альянса производителей: «В лице ЕС мы имеем очень четко оформившийся картель потребителей российского газа, который навязывает нам тему ратификации договора об Энергетической хартии, которая не отвечает российским интересам - она определяет тему доступа к нашей трубопроводной системе. Нужно создание газового альянса, в который могут войти Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Россия, Украина, Белоруссия. Завтра, случись снятие проблем по ядерной программе Ирана, я видел бы и Иран в этом альянсе».
Идея не кажется столь уж экзотической. «Газпром» уже давно занимается выстраиванием системы координации действий с крупными обладателями ресурсов. Идет постоянная транспортная, производственная и ценовая координаций действий с производителями из стран Центральной Азии. Со вторым экспортером газа в ЕС - Алжиром - подписан меморандум о сотрудничестве. В июне в ходе саммита Шанхайской организации сотрудничества президенты России и Ирана договорились координировать маркетинговую политику на газовых рынках. В сентябре визитом главы «Газпрома» началось сотрудничество российской монополии с Катаром.
Надо сказать, что реакция на инициативу г-на Язева была неоднозначной, но достаточно конструктивной. Множество проблем, с которыми сталкивается Россия на меняющихся газовых рынках, не позволяет огульно отметать вероятность формирования структуры, аналогичной «газовой ОПЕК». Поэтому вполне вероятно рассмотрение этого вопроса как одного из возможных сценариев экономической политики России, которые не обязательно будут реализованы, но по которым нужно иметь высокую степень готовности.
В любом случае, обмен угрозами, в который постепенно переходит энергодиалог России и ЕС, вряд ли позволит создать прочную законодательную базу дальнейшего сотрудничества и решения проблем энергобезопасности всех сторон.
В будущем году истекает срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом, и одним из важнейших элементов нового рамочного соглашения должны стать вопросы энергетики. Однако в том виде, в каком эти проблемы (и соответствующие договоры) навязываются России, они вряд ли имеют шанс войти в новое соглашение. Несмотря на все разногласия, Евросоюзу и России придется договориться, поскольку этого требуют интересы обеих сторон. Ведь сама структура отношений между поставщиком и потребителем газа, сопряженная с огромными издержками на строительство и содержание транспортной инфраструктуры, прочно связывает «Газпром» и его европейских потребителей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.