Рауф Раджабов, азербайджанский посол мира.
У персидского поэта есть стихотворение, название которого переводится как «Слово». Этот мудрый поэт указывал, что словом можно строить, созидать, и словом можно уничтожать, разрушать. Кавказ - это тот самый регион, где к слову всегда относились очень взвешенно и дорожили - словом мудреца, отца, словом аксакала.
К большому сожалению, мы потеряли уважение к слову. Получив независимость, мы добились того, что можно говорить и писать, что угодно. Плохо, когда словом, как оружием, пользуются нечистоплотные политики, настраивая своих граждан в соответствии с собственными представлениями о том, кто им враг, а кто друг. Но это оружие выстреливает троекратно, когда такая, с позволения сказать, информация выходит за пределы страны, проецируется на межгосударственные отношения. Сохранение образа врага в рамках переговорного процесса - это нонсенс. Между тем, длящиеся уже около 15 лет переговоры между Арменией и Азербайджаном по карабахскому вопросу базируются по большей части на понятиях «свой» и «чужой». Неадекватно сформированное общественное мнение изобилует стереотипами исключительной непогрешимости только одной из сторон. Каждая страна считает, что проводимая ею политика единственно правильная и приемлемая. В результате реакция Армении и Азербайджана на одни и те же события происходит с разных позиций. В такой ситуации вряд ли стоит рассчитывать на возможные договоренности.
Тем не менее, выйти из ступора взаимной неприязни необходимо. Между Арменией и Азербайджаном должна заработать обратная связь. Ведь у двух соседних государств до сих пор нет геополитических, национальных и региональных проектов, нацеленных на интеграцию. Не лучше обстоят дела и в самом Нагорном Карабахе, где формирование политических, экономических и социальных задач двух общин в силу известных причин проходит изолированно друг от друга. Хотя всем понятно, что без взаимодействия армян и азербайджан ни одна из задач в Карабахе не будет решена.
Здесь надо строить мосты доверия. А начинать стоит с самого простого и насущного. Когда я был в очередной раз в Армении, в родовом селе покойного Вазгена Саркисяна экспромтом получилась встреча с местными ребятишками. Мы говорили о футболе. И один парнишка заявил: «А вот мы хотели бы сыграть с азербайджанскими мальчиками. Возможно ли это?». Я сказал: «Конечно, возможно. Если вы думаете об этом, любая мечта материализуется». Кто бы мог представить, что в этом году сборные Азербайджана и Армении попадут в одну отборочную группу по выходу на футбольный чемпионат Европы. Знак судьбы? Трудно сказать. Во всяком случае, уникальный повод, которым грех не воспользоваться. Между тем федерация футбола Азербайджана сообщает, что ни коим образом не желает, чтобы сборная страны участвовала в отборочных играх на полях Армении и Азербайджане. Хотя я склоняюсь к тому, что сборная Азербайджана должна играть как в Ереване, так и в Баку.
Еще одна из химер, также рожденных на словах, - о какой-то биологической несовместимости армянина и азербайджанца. Этими разговорами даем лишний повод другим посмеяться над нами. Мы не можем быть несовместимы уже по той простой причине, что существовали и существуют десятки тысяч смешанных браков. Давно уже выросли дети от этих самых браков. Кстати, как правило, выросли умными, работящими людьми.
В общественную повестку дня пора включить совместную деятельность. Тем более, что областей для применения армянских и азербайджанских рук и мозгов у нас хоть отбавляй. Известно, ничто так не сближает людей, как общие заботы, горести и успехи. Впрочем, об успехах говорить рано. Но говорить на языке добрососедства, а не вражды - уже пора.
Пришло время и политическому истеблишменту Азербайджана и Армении заняться поиском согласований в нагорно-карабахском конфликте, не перекладывая свою ответственность на плечи третьей и четвертой стороны. Причем именно разрешение конфликта, а не урегулирование должно стать стратегическим направлением переговорного процесса.
Во многом его тормозят созданные по чьей-то злой воле клише. Они, как специально отформатированная и вложенная в компьютер дискета, дурманят головы, выстраивают в ряд оловянных солдатиков. Хотя люди ни в чем не виноваты - обычные наши граждане, обманутые неверным словом. Эта опасная технология способна «разогреть» общественную среду до агрессивного состояния. В какой-то момент, как 25-й кадр, подается сигнал-команда, и эта группа становится ударной силой.
Те, кто работает по таким схемам, без преувеличения, являются преступниками. Потому что это не иначе как преступление, создавать модели взаимоотношений с другим народом, напичканные заведомым негативом.
Попытка урегулирования карабахского конфликта в реальности превращается в торг и демонстрацию мышц конфликтующих сторон. Слишком разнятся позиции двух государств в понимании того, что, может, и должно быть предметом компромиссов. Армения, добившись в ходе карабахской войны временного военного успеха, стремится выстроить ассиметричную формулу компромисса, производную от отношений между победившей и проигравшей стороной. Следовательно, Ереван ждет от Баку признания итогов войны. Налицо не поиск реальных компромиссов, а стремление поставить переговорный процесс в прямую зависимость от факта военного успеха. На схожей позиции стоит и Азербайджан, с той лишь разницей, что здесь убеждены в будущих завоеваниях, в том числе военных. Иными словами, в одном случае поиску компромиссов мешает ностальгия по прошлым успехам, а в другом - уверенность в грядущих. Это не футбол, где победитель определяется по реально забитым голам. В такой политической игре проигрывают все.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции