Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.
Власти в ряде российских регионов, включая Москву и Санкт-Петербург, запретили проведение шествия «Русский марш», планируемого несколькими националистическими организациями 4 ноября - в День народного единства. Новый российский праздник, пришедший в прошлом году на место торжествам в честь Октябрьской революции 1917 года, пока никак не оправдывает возложенные на него задачи.
Отказавшись от коммунистического прошлого, российские власти пытаются найти точку опоры и единения для граждан страны, но место красных флагов, традиционных атрибутов советской эпохи, на российских улицах заняла другая символика. Именно этим обернулась попытка провести в 2005 году первый в российской истории День народного единства. Участники «правого марша», прошедшие тогда по центру Москвы несли в руках лозунги «Россия для русских» и демонстрировали символику, напоминающую свастику. Открыто, с молчаливого одобрения местных властей, которые, как утверждают сегодня, никак не ожидали, что шествие «патриотических сил» выльется практически в нацистское действо. А потом было нападение на прихожан в Московской синагоге, события в Кондопоге, на Черкизовском рынке в Москве и множество других инцидентов, в основе которых была национальная и расовая нетерпимость.
Безусловно, можно говорить о том, что все эти инциденты никак не связаны с прошедшим в прошлом ноябре «правым маршем». Нападения на мечети, синагоги, иностранных студентов, лиц с неславянской внешностью, случались и до прошлогодних событий. Были и митинги с нацистскими лозунгами. Но, пожалуй, впервые именно в ноябре 2005 года, силы, которые именуют себя патриотами России, использовали государственный праздник, государственную идеологию в своих целях. По разным данным, год назад в хорошо организованном шествии участвовало от 2 до 5 тысяч человек.
Сегодня мэр Москвы Юрий Лужков заявляет, что прошлогодняя акция «стала тревожным звонком для всех, кто хочет жить в спокойной, многонациональной стране». Именно этим он обосновывает запрет нового аналогичного шествия «Русский марш». Так же поступило руководство и других регионов. И официальные представители религиозных и национальных общин России полностью одобрили это решение местных властей.
Так, к примеру, главный раввин России Берл Лазар, приветствуя в поступившем в «РИА Новости» пресс-релизе решение мэрии Москвы о запрете «Русского марша», отметил, что «любое выступление под националистическими лозунгами крайне опасно для всех нас. Сегодня будут кричать в Москве «Россия для русских», завтра в Казани закричат «Татарстан для татар», послезавтра в Грозном «Чечня для чеченцев», в Якутске - «Якутия для якутов»... Если власти это все разрешат - так можно и Россию потерять».
Казалось бы, теперь проблем быть не должно. Однако иной точки зрения придерживаются правозащитники, критикующие власти за недостаточные усилия в борьбе с ксенофобскими тенденциями в обществе: они обратили внимание на слабую эффективность такой меры, как запрет «марша».
Если свести к общему знаменателю высказывания правозащитников, то их критика действий властей связана прежде всего с тем, что запрет обернулся бесплатным пиаром для организаторов шествия, которые в любом случае намерены выйти на улицы городов, и настроены на столкновения с органами правопорядка. Гораздо разумнее и эффективнее, по мнению правозащитников, таких, как заместитель директора аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова, председатель комитета «За гражданские права» Андрей Бабушкин, было бы не запрещать марш, а при появлении в колонне демонстрантов радикальных лозунгов, нарушающих требования Уголовного кодекса, задерживать виновных. Теперь же организаторы марша позиционируют себя как безвинно пострадавшие, заявляя о том, что московская мэрия запретила «русским собраться в день их национального праздника». Сколько найдется сочувствующих такой позиции даже представить страшно. Организаторы шествия надеются, что им, несмотря на все препоны, удастся собрать до 10 тысяч человек. Ответственность за жертвы, в случае столкновений с силами правопорядка, уже заранее возложена на власть. Складывается впечатление, что чем больше будет этих жертв, тем националистам выгоднее.
Но и не запретить митинг власти не могли. Здесь прав раввин Лазар. Да и проблема, скорее не в том - состоится ли именно этот марш (ведь он - всего лишь одна из многих акций националистов), а в целом в настроениях россиян, которые никак не могут понять - а что такое Россия, какая она - православная или многоконфессиональная, многонациональная или «только для русских»? Ведь после развала СССР - Грузия оказалась для грузин, Эстония для эстонцев, и т.д. А для кого - Россия?
Согласно сентябрьскому опросу общественного мнения Аналитического центра Юрия Левады, идею «Россия для русских» поддерживают, считая, что ее «давно пора осуществить» 17%, полагают, что ее «неплохо бы осуществить, но в разумных пределах» еще 37%. 34% готовы согласиться с тем, что «во многих бедах России виноваты люди нерусских национальностей». 38% в той или иной мере разделяют представление о том, что национальные меньшинства имеют слишком много власти в стране. 52% опрошенных склонны поддержать официальное признание России «государством русского народа», в котором все нерусские и приезжие могут жить и работать с определенными ограничениями.
Словом, попытки найти идеологическую основу для общности русского народа почему-то выливаются именно в проявления национализма. Власти пытаются официально бороться со всеми проявлениями национализма и экстремизма, в том числе и на законодательном уровне, или при помощи различных программ по толерантности. Но вопрос, как кардинально изменить ситуацию, остается открытым.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции