Юрий Филиппов, политический обозреватель РИА Новости
В последний вечер октября скорость движения на всех магистралях в центре Москвы из-за пробок не превышала нескольких километров в час, люди бросали своих "железных коней" и отправлялись домой на метро или даже пешком. Десятки тысяч москвичей попали домой лишь глубокой ночью, а застрявшая в пробке футбольная команда "Спартак", по словам ее главного тренера, была вынуждена тратить силы на двухкилометровую пробежку до ближайшей станции метро.
Власти готовились к зимним проблемам загодя, и еще в сентябре заявили о том, что готовы устранить одну из серьезнейших, на их взгляд, причин пробок, аварий и неразберихи на дорогах. Речь идет о спецномерах и спецсредствах, вроде проблесковых маячков и всевозможных звуковых сигналах, которыми оснащаются автомобили крупных и средних чиновников по всей России. После того как в сентябре в Краснодарском крае столкнулись 62 машины, президент Путин подписал указ, запрещающий с первого февраля будущего года использование особых государственных регистрационных знаков на территории Российской Федерации. С первого ноября количество "спецмашин с мигалками" для чиновников должно быть сокращено с 7,5 тысячи до одной тысячи, правительство же вот-вот должно широко обнародовать свои предложения о том, какие ведомства в России имеют право на спецсигналы. Разумеется, ими должны пользоваться пожарные, милиция, скорая медицинская помощь, аварийно-спасательные службы.
В свое время мэр Москвы Юрий Лужков, строго запретивший своим чиновникам распугивать автомобилистов воем сирен, нажил немало врагов, заявив, что спецсигналы и проблесковые маячки, позволяющие федеральным чиновникам и депутатам без последствий нарушать любые правила дорожного движения, надо оставить только на машинах президента и премьер-министра. После того как его фактически поддержал президент, дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки. Задолго до первого снега синие "мигалки" собственноручно сняли со своих служебных автомобилей вице-спикеры Государственной думы, а председатель палаты Борис Грызлов высказался в том духе, что никаких "спецпреимуществ" у депутатов на дорогах быть не должно.
Все эти приготовления не прошли даром: очередная "зимняя гроза" вроде бы миновала депутатов, и мало кто обвиняет их в нынешних московских заторах. Однако проблема все равно продолжает существовать. Дело в том, что с феодальными привилегиями на российских дорогах борются очень давно, наверное, еще с того самого времени, когда Михаил Горбачев объявил о перестройке в СССР. Однако борьба эта трудна, тяжела и идет с переменным успехом. "Мигалки" и спецномера то убирают, то возвращают на прежнее место, причем в результате их общее число как правило увеличивается. Еще в 2001 году президент Путин потребовал разобраться со "спецмашинами", после того как президентский кортеж не смог нормально припарковаться у стадиона в Лужниках из-за того, что место уже было занято неизвестными автомобилями со спецномерами, которые, как потом выяснилось, были фальшивыми. Кампания по борьбе с подделками прошла как будто бы успешно, но "спецмашин" все равно меньше не стало.
И это вполне понятно. Ведь "мигалки" в России - не просто источник повышенной опасности на дорогах. Это вопрос психологический, политический и даже мировоззренческий. Для одних обладание заветным синим маячком является важной жизненной целью, свидетельством респектабельности и высокого статуса в существующей иерархии, для большинства же встреча с оснащенным сиреной бюрократическим "спецсредством" - очередное напоминание о том, что, как говорили с невеселой иронией в советские времена, "начальство намного умнее и благороднее нас".
А поэтому российские дороги нуждаются именно в политической реформе. Им нужна глубокая демократизация. Ведь к миллионам автомобилистов повседневное чувство свободы приходит как раз за рулем, а вовсе не в кабинке для голосования, которую они в лучшем случае посещают два раза в год. Именно дороги и автомобили во многом определили свободный облик современного американца и европейца - это так часто отмечалось, что тут даже не с чем спорить. В России свободный доступ к дороге и автомобилю стал важнейшим дополнением к политическим реформам, начатым в 90-х годах прошлого века. Но реальная ситуация на дорогах пока напоминает век позапрошлый, когда простолюдин на повозке под страхом наказания должен был ломать шапку и пропускать вперед экипаж барина.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции