День Реформации в лютеранской церкви
31 октября 1517 года августинский монах Мартин Лютер (1483-1546), профессор теологии в недавно основанном Виттенбергском университете, вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов, которые он намеревался защищать на публичном диспуте. Поводом для такого вызова послужила практика распространения индульгенций, выдававшихся папой всем тем, кто внес денежный вклад в папскую казну для перестройки базилики св.Петра в Риме. Доминиканские монахи путешествовали по Германии, предлагая полное отпущение грехов и освобождение от мук в чистилище тем, кто, раскаявшись и исповедав грехи, внес плату в соответствии со своими доходами. Можно было приобрести и особую индульгенцию за души, находящиеся в чистилище. Лютеровские тезисы не только осуждали злоупотребления, приписывавшиеся продавцам индульгенций, но и вообще отрицали сами принципы, согласно которым эти индульгенции выдавались. Он полагал, что папа не имеет власти отпускать грехи (исключение составляют наказания, наложенные им самим) и оспаривал учение о сокровищнице заслуг Христа и святых, к которой папа прибегает для отпущения грехов. Кроме того, Лютер сожалел о том факте, что практика продажи индульгенций внушает людям ложную, как он полагал, уверенность в спасении. Вот некоторые из тезисов Лютера: «Наш Господь и Учитель Иисус Христос сказал: «Покайтесь, и поэтому Он хочет, чтобы вся жизнь верующих была постоянным покаянием»; «Папа может освобождать только от наказания, которое он возложил по своему личному усмотрению или согласно канонам церкви», «Человеческим учением занимаются те, которые говорят, что как только зазвенят деньги в ящике, душа освобождается из чистилища. Нет, как только деньги зазвенят в ящике - появляется позорная торговля и нажива»; «Нехристианской проповедью занимаются те, которые говорят, что покаяние не нужно тем, которые купили себе прощение грехов»; «Каждый истинный христианин, принадлежит ли он к числу живущих или умерших, имеет права на все блага Христа и церкви, как на Божий дар, - независимо от «индульгенций»; «Надо учить христиан, что дающий бедному и нуждающемуся лучшее дело делает, чем тот, кто покупает индульгенции»; «Истинным сокровищем Церкви является драгоценное Евангелие о славе и милости Божией». Сторонники Лютера стали называться протестантами. В 1520 году Лютер опубликовал ряд объясняющих его позиции работ, которые и принесли ему известность среди богословов, духовенства, гуманистов и простых людей. Вот три из этих работ: «Открытое письмо к христианскому дворянству немецкой нации о реформе христианского сословия», «О вавилонском пленении церкви» и «О Христианской свободе». Лютер выдвинул ряд положений, которые стали общепринятыми для всех последующих поколений протестантов. Он со всей очевидностью показал то, что только Библия является неоспоримым и достаточным авторитетом христианской веры. Особое внимание Лютер обращал на то, что спасение можно получить только по вере, которая дается исключительно по милости Божией.
Начатая в Германии церковная реформация привела к созданию новых церквей , которые после смерти Лютера стали называться евангелическо-лютеранскими, а их приверженцев стали именовать лютеранами. Богослужения стали совершаться на немецком языке. Важнейшей частью богослужений стала проповедь, основанная на библейских текстах. Были отменены молитвы Богородице и святым, молитвы за умерших, почитание икон. Священникам разрешено было жениться. Но в то же время не допускалось молиться в церкви своими словами. Иконы, хотя и не почитались, но не были удалены из церквей, были сохранены многие внешние атрибуты католической церкви. Лютер и его последователи не отвергли и крещения детей. Евангелическо-лютеранские церкви распространились не только в Германии, но также в Дании, Швеции и других скандинавских странах , где лютеранская церковь стала государственной.
День памяти Индиры Ганди
Индира Ганди родилась 19 ноября 1917 года в Аллахабаде (штат Уттар-Прадеш) в семье известного адвоката Джавахарлала Неру. Вопреки традициям, девочка появилась на свет не в доме матери, а в богатом доме деда, построенном на священном месте, и получила имя «Страна Луны» - Индира - в честь своей родины. В двухлетнем возрасте она познакомилась с «отцом нации» - Махатмой Ганди, а в восемь лет по его совету организовала в родном городке детский союз по развитию домашнего ткачества. Джавахарлал Неру в ту пору делал первые шаги на политической арене в партии Индийский национальный конгресс (ИНК), выступавшей за самоуправление Индии. Большой известностью пользовался дед Индиры Мотилал Неру, один из ветеранов и лидеров «старой гвардии» ИНК, индийских либералов. Активными участниками политической борьбы были и женщины в семье Неру, бабушка Индиры Сваруп Рани Неру и ее мать Камала. Жизненным идеалом Индиры была героическая и жертвенная Жанна д'Арк. Индира получила прекрасное образование. В 1934 году она поступила в народный университет, который создал знаменитый индийский поэт Рабиндранат Тагор. Однако после смерти матери в 1936 году ей пришлось прервать учебу и отправиться в Европу. Индира поступила в Оксфорд, но началась вторая мировая война, и Ганди решила быть со своим народом в эти тяжелые времена. Домой пришлось возвращаться через Южную Африку, где поселилось много индийцев. И там, в Кейптауне, она выступила с первой настоящей политической речью. В Индии Ганди приняли не столь радушно, так как символом нации уже стал Джавахарлал Неру. Индира погрузилась в семейные заботы. В 1942 году она вышла замуж за Фероза Ганди, в 1944 году родила своего первого сына Раджива, а через два года второго - Санджая. Пока Индира устраивала свою личную судьбу, в стране произошли серьезные перемены - 15 августа 1947 года Индия добилась независимости. Было сформировано первое национальное правительство. Индира Ганди стала личным секретарем отца-премьера и сопровождала Неру во всех зарубежных поездках. Потеряв в 1960 году мужа, Индира испытала тяжелое нервное потрясение и на несколько месяцев отошла от политической жизни. Но уже в начале 1961 года она становится членом Рабочего комитета Конгресса и начинает выезжать в очаги национальных конфликтов. В 1964 году Индиру постигает еще одна тяжелая утрата - умер ее отец Джавахарлал Неру. Для Ганди начинается сложная борьба за власть. В 48 лет Индира добилась самого высокого поста в государстве. Правление Индиры Ганди было далеко не безоблачным для страны. За 12 лет власти Индиры сформировалась мощная оппозиция, которая удачно переключала недовольство народа на премьер-министра. Лучшим в карьере Индиры Ганди считается 1971 год, когда она одержала убедительную победу на выборах в парламент. Очередные выборы 1977 года принесли поражение Индире Ганди. Но, несмотря на преклонный возраст, она по-прежнему в центре политических событий. Прежде всего она объявляет о создании новой партии Индийский национальный конгресс. Затем Ганди, как сейчас говорят политики, делает еще один «сильный шаг» - открывает свой дом для посещения всеми желающими. В стране, где так сильны коллективистские традиции, это был шаг к победе. Через три года Индира Ганди снова возвращается к власти, которую сохраняет до конца своей жизни. Последний период правления Ганди оказался для нее трагичным. Неудачно проведенная операция «Голубая звезда» по обезвреживанию сикхских экстремистов привела ее к гибели. 31 октября 1984 года двое сикхов, Беант Сингх и Сатвант Сингх, выпустили в нее 20 пуль.
242 года назад (1765) по инициативе ЕКАТЕРИНЫ II основано Императорское Вольное экономическое общество
31 октября 1765 года императрица Екатерина II направила письмо в адрес группы известных в России людей (графа Воронцова, князя Григория Орлова, графа Чернышева, Олсуфьева и других), испрашивавших высочайшего дозволения учредить Общество «к поощрению земледелия и домостроительства», которое, будучи независимым от правительства, пользовалось бы особым покровительством трона. В своем послании Екатерина выражала полное согласие с идеей, утвердила название - «Вольное экономическое общество», оговорила право присутствия в символике Общества царского герба, а также предпослала ему девиз: «Пчелы, в улей мед приносящие, с надписью «полезное». Указанная дата на письме и считается началом существования старейшей в мире и первой в нашей стране научно-общественной организации. С первых же своих заседаний Общество поставило в центр своей деятельности исследование, положив тем самым начало изучению хозяйственной жизни страны. Развернулась и практическая работа - бесплатная рассылка семян, внедрение культуры картофеля, доселе россиянам не известного. В 1766 году Обществом был поставлен вопрос о запасных магазинах и общественных запашках. Вскоре в ВЭО занялись и изготовлением противооспенной вакцины для населения. Однако главным направлением деятельности ВЭО оставалась хозяйственная аналитика. В 1790 году Общество разработало и опубликовало обширную программу местных исследований под названием: «Начертание ко всегдашней задаче и награждению тех сочинений, кои хозяйственные описания частных российских наместничеств сообщать ему будут». В 1801 году ВЭО добилось высочайшего повеления о «понуждении губернаторов к ответам», а с 1829 года собирало нужные сведения с помещиков и духовенства. В 1847 году Общество собрало и издало данные о ценах на хлеб, о лесах и лесной промышленности, два года спустя снарядило особую экспедицию для сбора сведений о черноземной полосе, в 1853 году - издало материалы по сельскохозяйственной статистике. С 1870 года ВЭО приступило к изучению деятельности земств и издавало особый «Земский ежегодник», а в 1877 году предприняло исследование русской общины, завершившееся изданием солидного сборника. В поле зрения членов Общества находились и финансовые проблемы страны. В 1886 году ВЭО поднимало вопрос о подоходном налоге, в 1893-м резко протестовало против введения соляного налога, в 1896-м обсуждало проект денежной реформы в России, а в 1898-м ходатайствовало о пересмотре таможенных тарифов. Большое внимание Общество уделяло вопросам статистики, разрабатывая методологию и способы организации оценочного дела. В 1900 году при особой статистической комиссии ВЭО собирался съезд земских статистиков.
В разное время среди членов Общества значились такие выдающиеся ученые как Бекетов, Вернадский, Лесгафт, Менделеев, знаменитые путешественники - Беллинсгаузен, Крузенштерн, Литке, Семенов-Тян-Шанский, писатели - Державин, Стасов, Толстой. В 1909 году в ВЭО насчитывалось более 500 членов, имелись и корреспонденты в целом ряде зарубежных стран. Существовало Общество за счет правительственных субсидий, многочисленных частных пожертвований и членских взносов, имело в Петербурге собственный дом, одно время владело частью Петровского острова и опытной фермой на реке Охта. Все научные и практические деяния ВЭО отражены в издававшихся с самого его основания и по 1915 год «Трудах Императорского Вольного экономического общества». Привилегированное положение ВЭО и права, ему данные, подтверждались каждым из преемников Екатерины II (за исключением Павла I) при вступлении их на престол. В последнем высочайшем рескрипте, данном 21 ноября 1894 года, обращалось внимание на полезную деятельность Общества и объявилось благоволение за его труды. Со второй половины 1890-х годов период бурного расцвета деятельности Общества сменился временем нарастающего упадка, чему способствовали либеральные настроения части его членов, вызвавшие недовольство властей. В 1900 году власти запретили публичные заседания Общества, поставили его работу под контроль Министерства земледелия и государственных имуществ, потребовали пересмотреть Устав в сторону ограничения узкопрактическими вопросами. ВЭО фактически свернуло свою работу, восстановив ее в полной мере лишь после царского Манифеста 1905 года. Когда началась первая мировая война, ВЭО организовало работу помощи жертвам войны, одновременно обсуждая вопросы государственного бюджета военного времени и ситуацию хозяйственного расстройства. Но во время одного из таких заседаний в 1915 году деятельность Общества была внезапно прервана и запрещена. После февральской революции 1917 года ВЭО вновь активизировалось, при нем даже создали Петроградское отделение Лиги аграрных реформ. Однако после Октябрьского переворота Обществу с «вольными» принципами вообще не оказалось места. Полное прекращение каких-либо субсидий и политические преследования ускорили его распад, зафиксированный 1919 годом. Деятельность общественной организации экономистов была возобновлена в 1982 году под названием «Научное экономическое общество» (НЭО). В 1987 году НЭО преобразовалось во Всесоюзное экономическое общество, а в 1992 году возвратило свое историческое название - Вольное экономическое общество. Возобновился и выпуск его традиционных «Трудов».
65 лет назад (1941) завершено сооружение национального мемориала США на горе Рашмор
Национальный мемориал гора Рашмор - одна из «визитных карточек» США, гордость американцев. Его сооружение началось 10 августа 1927 года. На горе высечены барельефы четырех президентов - Джорджа Вашингона, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и Теодора Рузвельта, олицетворяющих соответственно рождение, философию, объединение и экспансию нации. Каждый барельеф имеет высоту более 18 метров, и они видны с расстояния 100 километров. Скульптор Гутзон Борглум, создатель этого монумента, собирался еще выбить на скале текст Декларации Независимости США, но ему не хватило жизни на завершение столь грандиозного проекта. Для создания монумента Борглум выбрал гору Рашмор, потому что она имела довольно ровную стену, которая была повернута на юго-запад и поэтому освещалась солнцем в течение почти всего дня. Голова Вашингтона была вырублена первой в 1930 году, Джефферсон появился в 1936 году, Линкольн - в 1937, Рузвельт - в 1941 году. Очень быстро монумент четырех президентов стал национальным символом Америки, привлекая миллионы туристов со всех концов света.
86 лет назад (1922) родился Анатолий Дмитриевич ПАПАНОВ, актер, народный артист СССР
Анатолий Папанов родился в Вязьме, в простой рабочей семье. В конце 1920-х годов семья Папановых переехала в Москву. После окончания школы в 1939 году он устроился литейщиком в ремонтные мастерские 2-го Московского шарикоподшипникового завода. При заводе существовала известная в те годы театральная студия «Каучук», куда Папанов и записался. Работая на заводе, Папанов часто появлялся на «Мосфильме», снимаясь в массовке в самых разных картинах: «Суворов», «Степан Разин», «Ленин в Октябре». Когда началась Великая Отечественная война, Анатолий Папанов попал на передовую, на Юго-Западный фронт. В 1942 году его серьезно ранило в ногу, и из госпиталя через полгода он вышел инвалидом. Вернувшись в Москву в октябре 1942 года, Папанов поступил в Государственный институт театрального искусства (мастерская артистов МХАТ М.Орловой и В.Орлова). В 1945 году, после окончания ГИТИСа, Анатолий Папанов переехал в Клайпеду, где поступил в труппу Русского драматического театра. Одной из ярких работ молодого артиста стала роль Сергея Тюленина в спектакле «Молодая гвардия». В 1948 году режиссер Андрей Гончаров, которого Папанов знал еще по ГИТИСу, пригласил его в Театр Сатиры, и актер принял это предложение. Здесь он долгое время оставался на вторых ролях, пока в 1955 году не вышел спектакль «Поцелуй феи», а затем и спектакль «Дамоклов меч». Позже Папанов был занят в спектаклях «Лев Гурыч Синичкин», «Памятник себе», «Клоп», «Мистерия-буфф», «Интервенция», «У времени в плену», «Ревизор» и других. Спектакль «Дамоклов меч» круто изменил жизнь артиста: после сыгранной в этом спектакле роли на Анатолия Папанова обратили внимание кинематографисты, и Эльдар Рязанов пригласил Папанова сняться в картине «Человек ниоткуда». В 1963 году режиссер Александр Столпер решил экранизировать роман Константина Симонова «Живые и мертвые». Папанову была предложена роль генерала Федора Серпилина. Успех фильма был грандиозный - картина заняла первое место в прокате 1964 года и была удостоена призов на фестивалях в Карловых Варах и Акапулько. Актер блистательно играл как драматические, так и комедийные роли в фильмах, вышедших в 1960-х годах: «Приходите завтра», «Родная кровь», «Дайте жалобную книгу», «Дети Дон-Кихота», «Иду на грозу», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука». В 1967 году Анатолий Папанов впервые озвучил Волка в знаменитом сериале «Ну, погоди!» и стал кумиром многих поколений детей. В 1970-е годы Папанов был на пике своей популярности, а такие фильмы с его участием, как «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи», «Плохой хороший человек», «12 стульев» до сих пор составляют золотой фонд советского кино и пользуются успехом у зрителей. В 1980-е годы Папанов практически не снимался, но продолжал много работать в театре. В 1986 году режиссер Александр Прошкин пригласил Анатолия Папанова на одну из главных ролей в фильме «Холодное лето 53-го». Роль Копалыча оказалась последней в жизни артиста, за нее он был удостоен Государственной премии СССР посмертно. Умер Анатолий Дмитриевич Папанов 7 августа 1987 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
45 лет назад (1961) в ночь с 31 октября на 1 ноября по решению XXII съезда ЦК КПСС тело Сталина вынесли из Мавзолея
Иосиф Сталин умер 5 марта 1953 года. 9 марта того же года он был похоронен в Мавзолее на Красной площади. Вскоре после XX съезда партии (1956) на партийно-производственных собраниях, обсуждавших итоги съезда, стало все настойчивее звучать мнение о том, что пребывание тела Сталина в усыпальнице Ленина «несовместимо с содеянными Сталиным беззакониями». Осенью 1961 года, накануне ХХII съезда КПСС, рабочие Кировского и Невского машиностроительных заводов предложили переместить прах Сталина в другое место. Такое же предложение выдвинули рабочие Московского завода имени Владимира Ильича. 30 октября 1961 года, выступая на ХХII съезде КПСС, первый секретарь Ленинградского обкома партии Иван Спиридонов внес от имени ленинградской партийной делегации и трудящихся города предложение рабочих на рассмотрение съезда. Предложение ленинградцев поддержали партийные делегации Москвы, Грузии, Украины, Казахстана, Алтайского края, Саратовской области и другие. ХХII съезд постановил: Мавзолей на Красной площади, созданный для увековечения памяти Ленина, впредь именовать - Мавзолей Владимира Ильича Ленина. Прах Сталина было решено перезахоронить на Красной площади за Мавзолеем. Руководители страны, несомненно, отдавали себе отчет в том, что решение о выносе тела Сталина из Мавзолея может спровоцировать беспорядки в стране. Поэтому акцию проводили тайно и тщательно к ней готовились. Поздним вечером 31 октября 1961 года в обстановке абсолютной секретности, под предлогом репетиции парада к 7 ноября, оцепили Красную площадь. Вход в Мавзолей, а также вырытая могила были закрыты фанерными щитами. На месте находились только похоронная команда, многочисленная охрана и комиссия по перезахоронению. По воспоминаниям бывшего командира Кремлевского полка Конева, в Мавзолее офицеры переложили тело Сталина в деревянный гроб, обтянутый черным и красным крепом. Тело накрыли вуалью темного цвета, оставив открытыми лицо и половину груди. Шанину - начальнику столярной мастерской, под руководством которого в Арсенале сделали гроб, была дана команда закрыть гроб крышкой и прибить ее. Восемь офицеров вынесли гроб из Мавзолея, поднесли к могиле, на дне которой из восьми плит был сделан своеобразный саркофаг, и поместили на деревянные подставки. После короткой паузы солдаты осторожно, на веревках опустили гроб в могилу. По русскому обычаю кое-кто из присутствовавших бросил по горсти земли, и солдаты закопали могилу. Вопреки ожиданиям, новость о выносе тела Сталина из Мавзолея страна восприняла достаточно спокойно. В 1970 году на могиле Сталина установлен памятник работы скульптора Николая Томского.