Виктор Литовкин, военный обозреватель "РИА Новости"
Россия заняла в прошлом году первое место по экспорту своих вооружений в развивающиеся страны, заключив соглашения о поставках оружия и боевой техники на 7,1 млрд. долларов. Это - данные исследовательской службы конгресса США, которая опубликовала доклад "Поставки обычных вооружений развивающимся странам с 1998 по 2005 год". Согласно этому документу, выдержки из которого приводит со своими комментариями "The New York Times", Москва обогнала здесь даже Вашингтон, который остался на третьем месте, с объемом поставок в 6,2 млрд. долларов. А на втором месте, согласно этому докладу, оказался Париж. Его поставки оцениваются конгрессом США в 6,3 млрд. долларов.
Обращают на себя внимание несколько обстоятельств этого "сенсационного" доклада. Во-первых, его данные весьма существенно расходятся с информацией, которую распространила в начале нынешнего года Федеральная комиссия по военно-техническому сотрудничеству России, которая оценивает объем экспорта российских вооружений в 2005 году в 6,126 млрд. долларов. Если учесть, что в конце минувшего года этот объем оценивался в 5,9 млрд. долларов и уже тогда считался рекордным (в минувшие годы наши экспортеры едва дотягивали до 5 млрд. долларов), то разницу почти в миллиард долларов между информацией ФК ВТС и Исследовательской службой конгресса нужно как-то объяснять.
И это объяснение в Вашингтоне нашли очень быстро. В объемы поставок российского оружия за рубеж в прошлом году они включили продажу в Иран несколько дивизионов сухопутной системы противовоздушной обороны - зенитно-ракетный комплекс «Тор-М1». Поставила Москва Тегерану этот комплекс или пока еще не поставила, доклад не акцентирует. Он только сообщает, что стоит эта сделка 700 млн. долларов, и что кроме зенитно-ракетного комплекса Россия продала Ирану еще и восемь воздушных танкеров, способных осуществлять дозаправку иранских самолетов во время полета. В объем российских поставок Тегерану конгресс включил еще модернизацию штурмовиков Су-24, танков Т-72 и истребителей МиГ-29. Словом, Москва стала "чемпионом в экспорте оружия" не только благодаря Китаю и Индии, но и Ирану.
И это второй момент, который заставляет усомниться в объективности и достоверности анализа, проведенного Исследовательской службой конгресса. Экспорт боевой техники и вооружений всегда был и остается сферой весьма политизированной. За доказательствами далеко ходить не надо. Стоило президенту Венесуэлы Уго Чавесу начать критиковать "американский империализм", как госдепартаментом США тут же было наложено эмбарго на поставку в Каракас запасных частей к американским истребителям F-16. Венесуэльские ВВС оказались прикованными к земле. А когда Чавес обратился к России с просьбой о поставке ему "лучших в мире истребителей Су-30" и подписал контракт на покупку этих самолетов, под санкции госдепартамента попал авиационный самолетостроительный холдинг "Сухой".
Сегодня, как отмечает эксперт московского "ПИР-Центра" Видим Козюлин, США пытаются напугать мир: русские продают свое оружие кому попало, - отсюда и постоянные военные конфликты. Что, конечно же, неправда. Россия всегда соблюдала и соблюдает международные договоренности по торговле оружием. И в отличие от некоторых стран НАТО, что поставляют свое оружие даже в Грузию, которая угрожает войной Южной Осетии и Абхазии, Москва строго придерживается требования не торговать с конфликтными странами.
Но политизированность оружейного экспорта заключается не только в информационных спекуляциях на эту тему, или в применении тех или иных санкций и непомерного давления на то или иное правительство, которое не покупает американское оружие или покупает, но не по той цене, которая выгодна американским же фирмам. Доклад Исследовательской службы конгресса отражает и внутриполитическую борьбу в США. Подчеркивая успехи России в поставках оружия за рубеж, доклад отмечает резкое отступление от лидирующих позиций своей страны (на две позиции, с 1 места на 3-е). Это происходит накануне выборов в конгресс, где только самый ленивый из демократического лагеря не критикует республиканцев за все явные и мнимые грехи, начиная от неудач в Ираке и Афганистане, и заканчивая, как мы видим, "потерей традиционных оружейных рынков".
По сравнению с 2004 годом, утверждает доклад, США потеряли значительную часть этого рынка. Для сравнения, в 2004 году объем заключенных Вашингтоном сделок на поставку оружия в развивающиеся страны достигал 9,4 млрд. долларов. В это же время Россия наторговала на 5,4 млрд. долларов. А сейчас она оказалась на целый миллиард впереди. Вывод, который должны сделать граждане Америки электорального возраста, понятно, какой. "Голосуйте за демократов. Они вернут нам лидерство и в сфере оружейного экспорта. А это новые рабочие места, новые заработки...".
Между тем, дела в американском экспорте оружия идут совсем не так плохо, как это кому-то хочется представить. Та же "The New York Times" отмечает, что в 2005 году США лидировали по общему объему контрактов на поставку оружия, учитывая сделки, как с развитыми, так и с развивающимися странами. Общая сумма выручки для Вашингтона тут составила 12,8 млрд. долларов. И хотя она слегка уменьшилась по сравнению с 2004 годом (тогда было продано оружия на 13,2 млрд. долларов), но, тем не менее, и Boeing, и Lockheed Martin, и General Electric, и другие крупнейшие мультинациональные фирмы, где США играют первую скрипку, не оказались в накладе. Чего стоит только запланированный контракт на поставку в Турцию истребителей пятого поколения F-35, который оценивается в 7 млрд. долларов. По сравнению с ним все "достижения" России, оцененные конгрессом США в 2005 году, как-то меркнут.
Не нужно забывать и о том, что США поставляют и даже навязывают свое оружие странам НАТО, куда российской боевой технике, даже в бывшие страны Варшавского Договора, где оно сегодня, кстати, стоит на вооружении, путь закрыт. Под самыми разными предлогами. "Несовпадение основных параметров, калибров, систем связи и управления...". Что, конечно же, не выдерживает никакой критики. У члена НАТО Греции все системы ПВО страны - российского происхождения, и никакие системы связи и управления не страдают. Просто не все государства способны выдержать давление Вашингтона и его угрозы санкциями, отказы в кредитах, помощи...
Вот и в Тель-Авиве, как и в Москве, уже не один год говорят о выгоде и рациональности российско-израильского военно-технического сотрудничества. Многие работники израильского ВПК - бывшие работники советского ВПК, мы говорим на одном научно-техническом языке... Но нет. США категорически против. Вашингтон предоставляет Израилю ежегодно кредиты в 5-6 млрд. долларов на закупку исключительно американского оружия. После чего вдруг выясняется, что США здорово отстали от России в торговле оружием, что, конечно же, вызывает у специалистов ироническую улыбку.
Вадим Козюлин, на мнение которого мы уже ссылались, говорит о том, что "США нужно поблагодарить за рекламу российских успехов в торговле оружием". Но при этом замечает, что методика подсчета финансовых успехов тех или иных стран на мировом оружейном рынке далека от совершенства. По одной методике считают эти данные в ООН, по другой - крупнейший мировой эксперт в этой области Стокгольмский институт SIPRI, по третьей - Лондонский институт стратегических исследований, что выпускает сборники "The Military Balance". И политики, эксперты, журналисты каждой страны часто используют эту противоречивую информацию в своих пропагандистских целях. Что, конечно же, вызывает большие сомнения в достоверности приведенных цифр.
На днях Генеральная ассамблея ООН приняла решение организовать специальную группу по разработке международных законов и правил по торговле оружием. Может, после их принятия цифры достижений в этой сфере не будут столь лукавыми, как сегодня, говорит эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции