ДЖАКАРТА/МОСКВА, 30 окт - РИА Новости, Михаил Цыганов, Юрий Зайцев. Два самолета-амфибии МЧС России Бе-200 прибыли в понедельник в Индонезию для тушения принявших характер общерегионального бедствия лесных пожаров на огромных пространствах островов Суматра и Калимантан.
Как сообщил РИА Новости встречавший российские борта представитель посольства РФ в Джакарте, прибывшие из Хабаровска самолеты совершили посадку в аэропорту города Палембанг, расположенного в центральной части Суматры.
Ожидается, что российские экипажи приступят к работе уже во вторник.
Как заявил ранее в интервью РИА Новости официальный представитель президента Индонезии Дино Джалал (Dino Patti Djalal), правительство страны "в восторге" от подписанного МЧС РФ и Национальным управлением по чрезвычайным ситуациям (Бакорнас) Индонезии при содействии корпорации Иркут контракта о предоставлении в аренду двух Бе-200.
"Мы испытываем чрезвычайно острую нужду в подобных самолетах в связи с тем, что мощности нашей авиации явно недостаточны для борьбы с бедствием такого размаха, которое имеет место сейчас на Калимантане и Суматре", - отметил собеседник агентства.
Имеющиеся в распоряжении индонезийского правительства самолеты могут принимать на борт лишь до четырех тысяч литров воды и базируются на аэродромах, поэтому уникальные российские машины, способные многократно забирать на глиссировании до 12 тонн воды, доставлять и сбрасывать ее на место пожара, могут стать истинным спасением, сказал Джалал.
"Помимо нынешнего контракта, мы рассчитываем и на конструктивное сотрудничество с Россией в данной области на долгосрочной основе, поскольку пожары на Суматре и Калимантане повторяются из года в год", - сказал он.
"Я уверен, что этот контракт будет иметь продолжение", - считает и государственный министр по вопросам окружающей среды Индонезии Рахмат Витулар (Rachmat Witoelar).
Важнейшим моментом при выборе самолетов для тушения пожаров для индонезийской стороны стала способность российских моделей забирать воду прямо в море, заявил РИА Новости, в свою очередь, государственный министр по вопросам научных исследований и технологий Индонезии Кусмаянто Кадиман (Kusmayanto Kadiman). "Только Россия производит способные на это большие самолеты", - подчеркнул он.
"Предположительно, срок действия контракта составит полтора месяца", - сказал РИА Новости в Джакарте представитель министерства по чрезвычайным ситуациям России Евгений Филатов.
"Мы уже не первый раз оказываем услугу дружественной нам Индонезии по ликвидации последствий стихийных бедствий", - отметил он.
Собеседник агентства напомнил об оперативно прибывших на остров Ниас после произошедшего там в марте 2005 года сильного землетрясения мобильном госпитале и поисковой группе МЧС, а также о полностью укомплектованном мобильном военно-полевом госпитале, переброшенном в провинцию Ачех после унесшего сотни тысяч человеческих жизней цунами 2004 года и затем переданном в дар правительству Индонезии.
Амфибийные противопожарные самолеты являются одним из самых эффективных средств борьбы с пожарами, вызванными как природными, так и техногенными причинами. Это объясняется, прежде всего, возможностью оперативной доставки воды с поверхности ближайшего крупного водоема к очагу пожара.
Еще во время лесных пожаров 2003 года в Калифорнии Конгресс США обращался к президенту Джорджу Бушу с предложением использовать российские "Илы" для борьбы с пожарами. Тогда наши самолеты до Америки так и не добрались. Сегодня американцы намерены создать парк противопожарных самолетов-амфибий, имея в виду российские машины. Инициатором деловых контактов с российскими производителями стала одна из ведущих американских компаний по борьбе с пожарами калифорнийская Hawkins Rowers.
Корпорация "Иркут", которая производит сборку амфибий, подписала с этой компанией протокол о намерениях на поставку восьми Бе-200. Стоимость контракта должна составить почти 200 миллионов долларов. Начало поставок в Америку запланировано на 2007 год.
По заявлению заместителя главы МЧС России Юрия Бражникова, Европейский Союз поддержал идею создания "евроэскадрильи" из самолетов и вертолетов, специально предназначенных для борьбы с пожарами, экологическими катастрофами, поиска и спасения терпящих бедствие. Ее будут вводить в действие по просьбе государств, когда их национальные подразделения не смогут самостоятельно справиться с решением задач подобного рода. По мнению Бражникова, Россия может поставить в "евроэскадрилью" самолеты Бе-200 и Ил-76, вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТВ и Ка-32А.
"Основную роль, конечно, будет играть Бе-200", - считает он.
Доказательством надежности этой амфибии и ее способности к работе в самых сложных условиях стала серия испытательных полетов в Армении, где Бе-200 взлетала и садилась на горный аэродром и высокогорное озеро Севан (1950 метров над уровнем моря).
Российская машина уникальна. Самолет может взлетать с грунтовой полосы длиной до 1800 м, внутренних водоемов и морских акваторий глубиной более двух метров при высоте волны 1,2 метра (волнение моря до 3 баллов). В режиме глиссирования Бе-200 за 12-14 секунд набирает на борт 12-13 тонн воды.
Максимально эффективное тушение обеспечивается при наличии водоема недалеко от места пожара. В этом случае оно ведется по кольцевой схеме: самолет забирает воду, направляется к очагу пожара, сбрасывает ее и возвращается к водоему для нового забора.
Еще большая эффективность достигается, когда в работе участвуют сразу несколько машин. При этом тушение пожаров может выполняться в автоматическом режиме.