Интервью заместителя министра иностранных дел Греции Эврипидиса Стилианидиса корреспонденту РИА Новости Алексею Богдановскому.
- Как развивается сейчас сотрудничество в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС)? Какие инициативы собирается предложить Греция на протяжении текущего российского председательства в этой организации?
- Прежде всего, я должен признать, что российское председательство оказалось с самого начала исключительно динамичным и результативным в том, что касается совокупности целей, которые были поставлены. Это нас особенно радует, поскольку так получают продолжение усилия, начатые греческим председательством, по укреплению связей между странами-участницами на разных тематических уровнях, таких как сферы энергетики и коммерции, культуры, безопасности, надлежащего государственного управления, борьбы с организованной преступностью и многое другое. Усилия по сближению стран ОЧЭС с Европейским Союзом, как мы считаем, привели к существенным подвижкам и принесли взаимную пользу: ЕС открывается для нового динамично развивающегося рынка, а ОЧЭС развивает отношения с европейскими институтами. Наконец, я убежден, что, возможно, самый важный из результатов предстоящей встречи ОЧЭС в Москве - политическое решение министров иностранных дел стран-членов ОЧЭС продвигать проект "Дорога аргонавтов",
то есть проект транспортного кольца, который будет опоясывать Черное море и позволит соединить все страны, входящие в Организацию, при помощи современной инфраструктуры. Эта дорога будет начинаться из порта Александруполиса, затем пойдет в Комотини, Хасково в Болгарии, Бухареста в Румынии, молдавского Кишинева и продолжится до украинских городов Одесса и Мариуполь, затем достигнет Новороссийска, который является одним из центральных портов, обслуживающих энергетические потоки, и куда ведут многие трубопроводы. Затем дорога будет продолжаться до грузинских городов Батуми и Поти, где к ней будут подключены закавказские государства Азербайджан и Армения, затем пройдет до Турции, через Трабзон и Анкару, Стамбул, и замкнется вновь в Александруполисе, пройдя через мост, который мы договорились с Турцией построить на реке Эврос, естественной границе между нашими странами. Проект транспортного кольца уже был положительно воспринят практически всеми государствами. Изначально это греческая идея, но конкретную инициативу предложил Генеральный секретариат ОЧЭС. Затем эту инициативу динамично развивало российское председательство. Подписание соглашения, коль скоро оно будет достигнуто, между министрами иностранных дел позволит дать старт строительству этой дороги. Протяженность транспортного кольца составит в длину до 7000 км. Мы уже исследовали возможные источники финансирования проекта на каждом его участке. Некоторые участки будущей дороги уже построены, некоторые строятся, некоторые еще предстоит построить. Результатом реализации этого проекта будет, прежде всего, то, что ОЧЭС поставит перед собой конкретные задачи и постарается их решить. Во-вторых, этот инфраструктурный проект поможет в развитии торговли и создаст территориально целостный рынок на Черном море. Этот рынок не ограничится энергетическим сектором, но еще и будет развиваться в области торговли товарами и услугами. И, конечно, эта дорога поможет развитию туристических потоков между странами региона.
- Существуют ли оценки относительно стоимости проекта?
- Точный бюджет проекта пока не может быть определен, поскольку мы не знаем, каковы будут стандарты. Это технические вопросы, которые нужно будет обсудить после того, как будет принято политическое решение. Во всяком случае, могу сказать, что строительство тех участков новой трассы, которые относятся к Греции, уже продвигается. Совершенствуется порт Александруполиса, скоростное шоссе, соединяющее греческие границы с портом и с городом Комотини, уже готово, для дороги, которая соединит Комотини с Болгарией, будет определен застройщик до конца текущего года, и аналогичные участки уже завершаются на болгарской стороне. Хочу напомнить, что участок от Александруполиса до Болгарии и Румынии - это часть общеевропейской дорожной оси номер 9, а это значит, что он финансируется и из европейских ассигнований. Далее, дорога, которая будет идти от границ Греции до Анкары, насколько я знаю, почти готова - я сам по ней проехал минувшим летом. Там, возможно, остаются какие-то улучшения, особенно после Анкары и до границы с Грузией. Что касается северных участков транспортного кольца, то есть тех, которые проходят через Молдавию, Украину, Россию и Грузию, а также и дополнительных дорог к нему, то эти дороги либо уже существуют и должны быть улучшены, либо могут быть построены. Участие в финансировании могут принимать не только национальные бюджеты, но и, думаю, значительный интерес будет и со стороны международных инвестиционных организаций, таких как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и другие.
- На трехсторонней встрече лидеров России, Греции и Болгарии в Афинах в сентябре было объявлено, что до конца года будет подписано межправительственное соглашение по строительству нефтепровода Бургас-Александруполис. До настоящего времени, насколько известно, дата подписания соглашения не определена. Будет ли соблюден объявленный срок? Можем ли мы сказать, что переговоры входят в завершающую стадию?
- Видите ли, параллельно проходят переговоры двух видов: между компаниями относительно создания международного консорциума, который будет строить и эксплуатировать нефтепровод, и между государствами о соглашении по поддержке строительства нефтепровода. В этом последнем соглашении должны быть определены те меры, которые будет принимать каждое из государств для облегчения строительства нефтепровода и для того, чтобы проект был реализован как можно скорее. Сроки ясны, и президенты трех стран, а также премьер-министр Греции ясно их определили. Процесс идет. Я уверен, что мы сейчас ближе, чем когда-либо к тому, чтобы добиться практического результата. Мы все работаем над этим и ждем окончания года, чтобы можно было продемонстрировать общественному мнению наших стран, как развиваются наши усилия.
- Кроме нефтепровода, существуют и другие крупные совместные проекты. Например, российская финансово-промышленная группа объявила о том, что намерена вложить в экономику Греции 1 млрд евро. Но все это отдельные крупные проекты, в то время как общая структура двусторонней торговли оставляет желать лучшего. Что можно сделать для того, чтобы улучшить инвестиционный климат не только для крупных компаний, но и для средних и мелких?
- В последние годы мы в хорошем темпе занимались улучшением наших экономических связей и, могу сказать, нам сопутствует исключительный успех. Первые шаги предприняла Греция, когда Москву посетил премьер-министр страны (в конце 2004 года). Последовали два визита Президента Путина в Грецию и его переговоры с премьер-министром Греции Константиносом Караманлисом. В продолжение этих встреч мы организовали работу смешанной межправительственной комиссии, которая выработала протокол, определяющий сферы сотрудничества и способы решения некоторых давних проблем. Мы с большим успехом организовали приезд в Россию самой крупной за всю историю делегацию греческих бизнесменов (170 человек), которые, в свою очередь, встретились с 511 представителями российских компаний. Результаты улучшились и после обмена визитами на министерском уровне и подписания двусторонних соглашений. Некоторые вопросы прошлого уже решены, например, урегулирована некоторая российская задолженность перед Грецией. Некоторые проблемы еще предстоит решить. Но главное в том, что коммерческие связи и взаимная торговля улучшаются. Целый ряд греческих компаний начал инвестировать в Россию. В качестве примера упомяну о приходе греческих компаний на строительный рынок, а также и в другие сферы, такие как высокие технологии, торговые сети и прочее. Также есть и инвестиции российских компаний в Грецию. Также у нас фиксируется существенный рост греческого экспорта за первые семь месяцев 2006 года. Если я хорошо помню, речь идет о цифре около 18%, причем сохраняется стабильная тенденция роста. Параллельно растет и объем взаимной торговли. Это значит, что два рынка начали сотрудничать друг с другом. Я должен сказать, что мое сотрудничество с коллегой, сопредседателем смешанной межправкомиссии господином Гордеевым идет прекрасно. Все практические вопросы, которые у нас возникли, решаются быстро и эффективно. Проблемы российских экспортеров с ввозом зерна в Грецию были решены, а российская сторона разрешила проблемы, которые возникли у греческих поставщиков персиков и других скоропортящихся продуктов, а также вин. Началась торговля по целой гамме новых продуктов и услуг. В качестве примера скажу о продвижении греческих вин на российский рынок. По случаю недавнего визита российского премьер-министра в Грецию прошли встречи представителей всех обществ, ассоциаций и объединений производителей вина с министром сельского хозяйства России Алексеем Гордеевым. Я уверен, что начатое сотрудничество будет иметь положительные результаты в ближайшее время. Также в Москве в ближайшие дни будет организована выставка греческого вина, на которой у российских потребителей будет возможность попробовать качественные греческие вина, чтобы впоследствии отдать им предпочтение.
- Кроме вина, у греческого правительства была большая программа и по продвижению оливкового масла.
- Да, и программа продвижения торговли оливковым маслом. Мы также намерены предлагать ряд свежих продуктов, такие как персики и компоты, а также апельсины, яблоки и другие продукты, которые производятся в Греции. Для них Россия - идеальный рынок, поскольку российский рынок отдает предпочтение качественным продуктам, а именно такими и являются греческие фрукты.
Также мы говорим и о греческих мехах, которые производятся в городах Касторья и Козани. Российские потребители - хорошие клиенты греческих компаний, работающих в этой сфере. Там есть вопросы, которые нам предстоит решить, главным образом с прейскурантами и налогами.
Еще одна сфера - это туризм, который в этом году показал впечатляющий рост. Думаю, что рост туристического потока из России до сентября этого года превысил 50%. Российские туристы предпочитают проводить свой отпуск в Греции. Это видно и по выбору российского правительства: думаю, около половины российских министров отдыхали в последние два года в Греции.
Наши общие культурные корни, единая вера и уважение и взаимные симпатии двух народов являются одной из причин для культурного сотрудничества, и развития культурного и церковного туризма в Греции.
- Насколько я помню, Вы говорили раньше о продвижении альтернативных форм туризма.
- Здесь для нас приоритетным является религиозный, паломнический туризм. Думаю, настанет момент проинформировать россиян и о зимнем туризме, который может предложить Греция. Несмотря на то, что в России, несомненно, прекрасная зима, некоторые туристы могут выбрать и наши зимние курорты.
- Например, на горе Парнас?
- На всех горнолыжных курортах Греции, как на севере страны, так и на Парнасе (в Беотии). Кстати, еще одна причина роста туризма в том, что министерство иностранных дел Греции, отвечая на призыв президента России Владимира Путина, направленный премьер-министру Караманлису, сделало все возможное в рамках Шенгенского соглашения для того, чтобы как процесс выдачи виз российским туристам шел как можно быстрее и легче. Мы обеспечили современные консульские здания, увеличили персонал наших представительств, и в этом году уже выдавали до 1800 виз в день. Это, конечно, играло положительную роль в стремительном росте числа российских туристов. Россияне - хорошие клиенты, и греки это особенно ценят. Именно поэтому мы придаем такое значение привлечению российских туристов.
- В России положительно восприняли инициативу министерства иностранных дел и Греческой православной церкви помочь в восстановлении пострадавшего от террористического нападения города Беслан. Речь идет, насколько я понимаю, о строительстве целого крыла новой школы. Как продвигается этот проект?
- Этот проект уже реализуется. Застройщик уже получил задаток и начал строительство. Я думаю, что в течение ближайшего месяца мы сможем вместе с архиепископом, главой Греческой церкви, посетить патриарха Московского и всея Руси, а также посетить Беслан, чтобы заложить первый камень в основание здания, которое уже строится. Греческий МИД, в частности, его организация Hellenic Aid, взял на себя финансирование в рамках определенного бюджета строительства нового крыла вновь строящейся школы. Здание будет посвящено памяти покойного учителя Янниса Канидиса, российского грека по происхождению, который отдал жизнь, защищая жизнь детей. Греческая церковь обязалась также построить там часовню в память о всех погибших. Думаю, что этот символичный шаг станет отражением солидарности и взаимного уважения между двумя народами.