Отравления суррогатным алкоголем стало настоящим бичом российских регионов. В Усольском районе Иркутской области уже введен режим чрезвычайной ситуации. В Пермском крае только за минувшие сутки количество отравившихся суррогатным алкоголем возросло со 186 до 195 человек, а сама ситуация напоминает критическую. Не лучше обстоят дела и в других регионах: случаи отравлений зарегистрированы в 44 населенных пунктах России.
В то же время председатель экспертного совета Комитета по экономической политике Госдумы РФ по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта Павел Шапкин утверждает, что, несмотря на массовые случаи, общее число отравлений по России за семь месяцев этого года снизилось. А вот потребляемые заядлыми алкоголиками яды, напротив, стали более сильнодействующими. Если раньше алкоголик, употребляющий "паленый" спирт умирал в течение нескольких лет, то теперь он умирает намного быстрее.
В условиях острой недостаточности качественной алкогольной продукции эксперты ищут свои ответы на извечные русские вопросы: кто виноват в пьянстве и что делать с суррогатом, ведь именно им травится малоимущее население, которого в России 30%.
"Раньше они меньше пили эти суррогаты. А сейчас - во-первых, легальная водка подорожала, во-вторых, были проблемы у производителей нелегальной водки. Они-то и вызвали, как раз, увеличение потребления суррогатных напитков, а, как следствие, массовые отравления", - считает официальный представитель Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз.
Сколько стоит жизнь алкоголика?
Запретить пить не в силах ни правительство, ни церковь. Поправить ситуацию могут только судебные иски, считает писательница Мария Арбатова. "Например, Ваня Иванов умер от "паленого" алкоголя, который он купил в магазине. Его семья должна подать в суд на государство за потерю кормильца. Как только за человеческую жизнь начнут выплачивать компенсацию, тут же научатся налаживать контроль в области алкоголя", - предположила эксперт.
Однако до сих пор подобные случаи широкой огласки в средствах массовой информации не приобрели. И это странно, поскольку прецеденты с получением компенсации от табачных компаний и производителей фаст-фуда уже случались.
Губит людей не пиво, а тормозная жидкость
Причина массовых отравлений одновременно трагична и проста. В ход у любителей "принять на грудь" идет не только "паленая" водка, но и все спиртосодержащие жидкости - дезинфицирующие средства для уборки помещения, кожные антисептики, технический спирт, а также иные спиртосодержащие жидкости, применимые в быту.
Ряд экспертов видит причину массовой эпидемии в кризисе, постигшем алкогольный рынок после введения ЕГАИС. Специалисты указывают: новая система учета алкогольной продукции нанесла серьезный урон отрасли - заводы простаивают, ассортимент алкогольной продукции существенно сократился, а та, что осталась, подорожала, в среднем, на 30%. Появился дефицит легальной и нелегальной водки.
В отличие от дешевого алкогольного сырья (к которому можно отнести настойку "Боярышник" - цена на него в последнее время выросла с 10 до 25 рублей) стоимость суррогатного алкоголя стабильна. "Есть определенная планка для алкогольных суррогатов - 30 руб. Если больше - то их уже перестают покупать", - говорит Дробиз.
Согласно ряду исследований, среднестатистический россиянин выпивает в год 20 литров крепких алкогольных напитков. Легальное производство водки и ликероводочных изделий составило в 2002 году 138,3 млн декалитров (на 5,7% больше, чем в 2001 г.), или менее 10 литров на душу населения. Исходя из этого, размер "тени" составляет 50%.
По данным национального фонда "Поддержки программ оздоровления алкогольной ситуации в стране", ежегодно в России от отравления алкогольной продукцией, в том числе спиртосодержащими жидкостями непищевого происхождения, умирает около 40 тыс. человек. Неофициальные данные утверждают, что эта цифра в несколько раз больше.
Ударим монополией по фальсификату?
Депутат Госдумы, лидер Народно-патриотического союза "Родина" Сергей Глазьев считает, что конец массовым отравлениям алкоголем может положить только введение госмонополии на производство и оборот этилового спирта. "Люди травятся фальсификатом, который производится на спиртовых заводах и затем в нарушение всех механизмов контроля попадает на потребительский рынок", - считает Глазьев.
Действительно, введение госмонополии могло бы решить проблему фальсификации. В подтверждение можно привести опыт Германии: государственная алкогольная монополия была введена здесь еще в июле 1918 года кайзером Вильгельмом II, которому тогда срочно потребовались деньги. Кайзеровские чиновники по дешевке скупали у сельхозпроизводителей спирт-сырец, перегоняли его и продавали втридорога. Схема сохранилась до сегодняшнего дня, но с той разницей, что теперь она стала убыточной.
Цена, по которой производители поставляют федеральному центру спирт-сырец, сейчас намного выше, чем рыночная. В свою очередь государственные чиновники продают очищенный спирт фирмам-производителям алкогольных напитков, косметики и лекарственных препаратов по ценам уже куда более низким. Такой бизнес обходится немецкому государству в 100 млн евро ежегодно и представляет собой косвенные субсидии агропромышленному комплексу.
В последнее время государственная монополия существовала лишь в некоторых штатах США и странах Скандинавского полуострова. В Америке обычно ограничения действуют на продажу спиртного. В Швеции, Норвегии и Финляндии в целях охраны здоровья населения спиртное делалось только на государственных заводах, а продавали его исключительно в казенных магазинах по завышенным ценам. Однако в 1994 году Евросоюз потребовал в течение десяти лет отменить часть ограничений. В результате Финляндия вынуждена была отменить запрет на импорт спиртного в 2003 году.
Питейных дел мастера
История питейной монополии в России насчитывает несколько веков. Как отмечает газета "Московские новости", первая российская алкогольная монополия, учрежденная Иваном III просуществовала с 1474 по 1533 год.
С 1652 года вводится вторая государственная питейная монополия. Она просуществовала 29 лет. В 1696 году Петр I вводит третью государственную монополию на короткий срок - примерно на 20 лет. С 1716 года царь вводит свободу винокурения в России, при этом производители облагаются "винокурной пошлиной".
Четвертая монополия в полной мере действовала недолго - с 1906 по 1913 год. У ее истоков стоял министр финансов Сергей Витте. Продажа спиртных напитков разрешалась только в строго определенное время. В ходе общественных мероприятий продажа полностью запрещалась. В итоге под контроль государства попали практически все производство спирта и вся торговля алкоголем.
Пятая, "советская", монополия на алкоголь действовала 68 лет - с января 1924 года по июнь 1992 года. 7 июня 1992 года президент России Борис Ельцин своим указом отменил монополию государства. Страну наводнил низкопробный и фальсифицированный крепкий алкоголь, стоимость отечественной водки резко подскочила. 11 июня 1993 года Борис Ельцин восстановил государственную монополию на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции. Так Россия обрела шестую монополию.
На сегодняшний день спирт в России на 60% государственный. В то же время в соседней Украине спирт на 100% государственный, продают через оптовые государственные структуры - и все равно 30% нелегального рынка водки.
Борьба с местным колоритом
В селе Василёвка Починковского района (Нижегородская область) в борьбе с пьянством решили использовать современные технологии. Идея установить камеры наблюдения пришла в голову председателя совхоза. Когда работник приходит на работу, специальный аппарат пробивает ему чек, где устанавливается точное время прихода на работу. Кроме того, работник проверят на алкотестере. Если всё в порядке, то человеку начисляются баллы. Чем больше баллов - тем больше зарплата.
Но и на этом председатель колхоза останавливаться не собирается. Он хочет установить на всех транспортных средствах систему GPRS, - чтобы в селе меньше было воровства горючих материалов.
Повальное увлечение некачественными горячительными напитками, и как следствие массовые отравления вынудили власти Верхней Салды пойти на нетрадиционные меры борьбы с пьянством: не отпускать спиртсодержащую жидкость подозрительным лицам.
В фактории Суринда был введен сухой закон. Оленеводы на своем сходе постановили не продавать спиртное вообще, только пиво по субботам. А в поселке Тутончаны экспроприированный самогон публично выливают в Нижнюю Тунгуску - чтоб другим неповадно было.
Губернатору Чукотки Роману Абрамовичу особо ставят в заслугу успешную борьбу с главным бичом региона - пьянством. Губернатор-предприниматель распорядился выдать всем жителям пластиковые банковские карточки для расчетов по зарплате. Официально - потому, что в северных условиях доставка наличных денег крайне затруднена. А фактически, потому что самогонщики карточек не принимают. Как результат, оленеводы действительно стали меньше пить.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко не остался в стороне от современных тенденций и также объявил личную войну пьянству, поставив на кон личную дружбу. "Те, кто сегодня пьет - грабит детей и нацию", - заявил во всеуслышание президент Белоруссии.
"А то получается: напился, случайно родил, а ты, Лукашенко, расти этого ребенка. И таких детей в стране 35 тысяч", - отметил президент. По данным на 2005 год около 2 млн белорусов из 10-миллионного населения "имеют проблемы с алкоголем".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников