Виктор Литовкин, военный обозреватель РИА Новости
Главной интригой визита в Москву генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера была, конечно, проблема Грузии. Многих политиков, экспертов и журналистов интересовал вопрос, что будет говорить самый большой натовский начальник о перспективе приглашения в Североатлантический альянс первой из стран СНГ, которая устами своего нынешнего руководства прямо заявила "о скорейшем вступлении" в эту организацию, и на что американский конгресс уже выделил 10 млн. долларов.
Тем более, что представители двадцати шести стран-участниц альянса недавно приняли решение начать "усиленный диалог" с Тбилиси по этой проблеме. Поэтому логичен вопрос - какие следующие шаги будут предприняты Брюсселем и столицей Грузии, чтобы стать ближе друг к другу?
Но генеральный секретарь НАТО аккуратно обходил эту тему на встречах с журналистами, особенно после разговора с президентом России Владимиром Путиным. Он только заметил, что "дальнейшие шаги Грузии по интеграции в НАТО будут зависеть от того, насколько Тбилиси привержен делу мирного разрешения внутренних и внешних разногласий".
Более того, накануне своего приезда в Москву Яап де Хооп Схеффер заявил одному из информационных агентств, что "с недавнего времени ведется процесс "интенсифицированного диалога" с Грузией, цель которого - помочь грузинскому руководству более четко осознать, какие строгие обязательства налагаются на потенциальных членов НАТО и каким строгим стандартам они должны соответствовать". Кроме того, по поводу "интенсифицированного диалога", генсек пояснил: "... это не означает, что Грузия вот-вот вступит в НАТО. И хотя Тбилиси явно к этому стремится, дальнейшие шаги, необходимые для достижения этой цели, будут зависеть от того, насколько Грузия привержена делу основательного реформирования и основным принципам НАТО, таким, как мирное разрешение внутренних и внешних разногласий".
То, что недоговорил генеральный секретарь НАТО, дополнил за него председатель военного комитета альянса генерал Рэй Эно, побывавший в Москве накануне визита в российскую столицу Яапа де Хооп Схеффера. "Усиленный диалог не гарантирует членства в НАТО, но это позволяет нам вести переговоры с любым государством, - с тем, чтобы в дальнейшем было принято политическое решение о приеме государства в НАТО", - заявил он в эфире "Эха Москвы". По словам генерала, обычно такие переговоры ведутся достаточно долго.
Еще один высокопоставленный чиновник НАТО, спецпредставитель генерального секретаря Роберт Симмонс так же не дал никаких гарантий, что у Тбилиси есть реальный шанс стать членом Североатлантического альянса. "Хотя Грузия выразила желание вступить как в НАТО, так и в ЕС, - сказал он, - но пока она не находится даже на первом этапе пути к вступлению в эти организации". Примерно такие же слова произнес в телефонном разговоре с военным обозревателем "РИА Новости" и один из помощников Яапа де Хооп Схеффера.
Он попросил меня не называть его имени в печати, но заметил, что в ближайшие годы Грузию в НАТО не ждут. Хотя отказать ей в праве претендовать на вступление в НАТО тоже было бы совершенно неправильно. "Это противоречит основному постулату нашей организации, - сказал мой брюссельский собеседник, - которая открыта для всех, кто хочет туда вступить. Только для этого нужно пройти определенные процедуры. А они по плечу не каждому государству".
Неоднозначная тональность высказываний высокопоставленных чиновников НАТО по поводу вступления Грузии в альянс понятна. С одной стороны, действительно, нельзя запретить какому-либо государству, тем более, если оно находится в программе партнерства с НАТО, хотеть вступить в Североатлантический альянс. С другой, невозможно приять туда всех, кто этого хочет. Уже сегодня, когда членами НАТО являются двадцать шесть стран мира, принятие решение на самом высоком уровне в Брюсселе значительно затруднено. НАТО строго придерживается принципа консенсуса, а он не всегда достижим. Так, например, было и с принятием решения об участии альянса в операции США против саддамовского Ирака.
Несмотря на достаточно жесткое давление Вашингтона, позиция Парижа и Берлина помешала НАТО, как организации, поддержать своего главного союзника. Пришлось отдельным странам принимать участие в этой операции на индивидуальной основе.
Да и сейчас по поводу решения о принятии новых членов в руководящих кругах альянса существуют серьезные разногласия. На предстоящем саммите НАТО в Риге должны были, как заявлялось несколько месяцев назад, пригласить в альянс Албанию, Хорватию и Македонию. Но оказалось, что это событие будет отложено. По словам Яапа де Хооп Схеффера - до "другого саммита".
Вот и по поводу принятия в НАТО Грузии существуют большие сомнения, особенно со стороны Франции. Она настроена категорически против этого. Объясняет свою позицию непредсказуемостью нынешнего грузинского руководства, нерешенностью территориальных проблем Тбилиси в отношениях с Сухуми и Цхинвали, воинствующими заявлениями некоторых тбилисских политиков.
НАТО не нужна очередная война и резкое охлаждение отношений с таким соседом Грузии, как «Великая Россия». Именно так назвал нашу страну в своем диалоге с президентом Владимиром Путиным генсек альянса.
Но, в то же время, Брюссель не может не реагировать и на политическое давление Вашингтона, его госдепартамента, сената и конгресса, которые не устают говорить о своей абсолютной поддержке территориальной целостности Грузии, о необходимости вступления этой страны в НАТО с целью защиты интересов Запада на Кавказе. Что в скобках можно прочитать и так: для защиты нефтепроводов, идущих в стороне от России, из Центральной Азии и Каспия к Черному и Средиземным морям. А еще для усиления давления на несговорчивый Иран. Вот и приходится руководству альянса лавировать, чтобы не рассориться ни с Москвой, ни с Вашингтоном. А это очень трудное дело.
Отсюда и тактика Брюсселя: не говорить ни да, ни нет. Ссылаться на строгие стандарты альянса и строгие обязательства, которые берет на себя вступающая туда страна. И в тоже время рекомендовать Москве "отменить введенные против Грузии санкции и приложить усилия, что касается обеих сторон, для нормализации отношений".
На что вице-премьер и министр обороны России Сергей Иванов со свойственной ему прямотой заявил: "у нас с Грузией проблем нет, так же как и нет санкций... Проблемы существуют не между Грузией и Россией, а во взаимоотношениях Грузии со своими бывшими автономиями - Абхазией и Южной Осетией". Словом, как поняли присутствующие на встрече Яапа де Хооп Схеффера и Сергея Иванова журналисты, Москва ясно дала понять Брюсселю - хотите дружить с Тбилиси и углублять отношения с ним, дружите, но помогите грузинскому руководству, как минимум, избавиться от воинственной риторики и задиристого поведения.
И этот совет, пожалуй, стал главным итогом переговоров генерального секретаря НАТО в Кремле.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции