ТОКИО, 26 окт - РИА Новости, Андрей Фесюн. С момента вступления Синдзо Абэ (Shinzo Abe) в должность премьер-министра Японии - 26 сентября - прошел ровно месяц, но самому главе правительства он показался годом.
"Этот месяц для меня показался годом, потому что проблем во внешней и внутренней политике накопились горы", - сказал Абэ, выступая в Токио перед журналистами в среду вечером.
За это время премьер смог улучшить отношения с Китаем и Южной Кореей и всерьез занялся проблемой "возрождения образования".
Молниеносные визиты в Пекин и Сеул в начале октября принесли новому премьеру определенное уважение в политических кругах и высокий рейтинг у населения. Более года главы КНР и Южной Кореи отказывались встречаться с высшими руководителями Японии из-за визитов тогдашнего премьера Дзюнъитиро Коидзуми (Jun'ichiro Koizumi) и других высших чиновников в токийский храм Ясукуни, что рассматривается двумя соседними с Японией странами как приверженность ее руководства своему милитаристскому прошлому.
Во внутренней же политике Абэ пока что похвастать нечем.
Источники в окружении премьера объясняют некую "бездеятельность" и отсутствие начинаний тем, что все время и силы отнимают экстренные вопросы международного плана: нормализация отношений с КНР и Южной Кореей, ядерные испытания в КНДР, непростой процесс выработки совместной резолюции ООН, введение Японией односторонних дополнительных санкций в отношении Северной Кореи.
Те же в правящей Либерально-демократической партии (ЛДП), кто находится в скрытой оппозиции к Абэ, говорят, что все реальные новшества в экономической и социальной сфере запланированы на лето, когда пройдут выборы в верхнюю палату парламента. В связи с тем, что оппозиционная Демократическая партия (ДПЯ) надеется одержать на них победу и этим начать процесс замещения ЛДП как правящей партии, Абэ и его советники предпочитают не спешить с предложением таких малопопулярных мер, как повышение налогов и реформирование системы соцобеспечения.
Единственной областью, где Абэ проявляет явную активность, является сфера образования, которую новый премьер твердо намерен "реформировать и возродить". Об этом он постоянно упоминает в своих выступлениях в парламенте, заседаниях специальных комиссий и в публичных речах.
Свое видение реформы образования Абэ изложил в книге "К созданию прекрасной страны", вышедшей еще до его избрания на пост премьера. Будучи убежденным сторонником усиления "государственности", Абэ считает основывающееся на этой категории "возрождение образования одной из важнейших задач политики правительства". По его мнению, главной целью реформы должно стать "возрождение традиционной морали и культурных ценностей прошлого".
Такого рода националистические нотки могут проявиться и в содержании школьных учебников, а идея об "отрицании справедливости положений Токийского трибунала" 1948 года может стать новой тенденцией в историческом образовании молодого поколения. Не исключено, что подобные шаги могут вызвать достаточно резкую реакцию до сих пор лояльного к японскому руководству Вашингтона.
За минувший месяц в общих чертах проявился и стиль руководства Синдзо Абэ. Он сразу же сформировал свое окружение, назначив пятерых "советников", которые представляют его в различных ведомствах и курируют основные направления политической и экономической жизни. Одновременно новый премьер собрал в своей канцелярии команду молодых чиновников. Все громче звучат жалобы на то, что из всех министерств и управлений в канцелярию премьера забирают молодых и перспективных сотрудников.
"Получается, что они, оказавшись наверху, начинают командовать своими начальниками, опираясь на премьерский авторитет и ссылаясь в своих действиях указания самого Абэ", - сообщил один из работников министерства финансов на условиях анонимности.
Многие японские обозреватели отмечают, что по сравнению с ситуацией, когда премьером был Дзюнъитиро Коидзуми, у руководства министерств и ведомств сократилось количество возможностей "лично объяснить обстоятельства того или иного дела премьеру". Тех, кто не имеет отношения к кабинету министров, редко допускают в приемную Абэ, и чиновники начинают опасаться "командного синдрома", когда "свита сможет начать играть короля".
Журналисты газеты "Йомиури" подсчитали, с кем и сколько раз за минувший месяц встречался премьер-министр Абэ. Оказалось, что чаше всего он виделся с генеральным секретарем кабинета министров Ясухисой Сиодзаки (Yasuhisa Shiozaki) (31 раз) и с генеральным секретарем ЛДП Хидэнао Накагавой (Hidenao Nakagawa) (12 раз). Первый стал играть в новом кабинете крайне важную роль, не просто донося до СМИ сведения о действиях японского правительства, но и допуская их расширенные комментарии. Накагаву же, ставшего главным советником Абэ в кадровом вопросе, многие считают "серым кардиналом" при сравнительно слабом, или неопытном премьере.
Газета подчеркивает, что министр иностранных дел Таро Асо (Taro Aso) смог встретиться с премьером за месяц всего лишь семь раз. В последнее время отношения Абэ с главой внешнеполитического ведомства обострились в связи с упорным нежеланием последнего отказаться от идеи проведения всенародной дискуссии о том, следует ли Японии создавать ядерное оружие из-за явной угрозы со стороны КНДР, осуществившей в июле запуски баллистических ракет, а в начале октября - ядерные испытания.
По мнению министра, "совершенно естественно обсуждать то, как мы должны справляться с изменяющейся обстановкой". Он намеренно не обратил внимания на заявление Абэ о твердой приверженности правительства страны политике соблюдения "трех не-ядерных принципов" (не обладать, не производить и не ввозить ядерное оружие) и "ненужности подобных дискуссий в настоящее время".
В целом за минувший месяц раздавалось мало голосов, критикующих нового премьер-министра. Победа ЛДП на двух региональных выборах в парламент дала возможность пока не обращать большого внимания на слабые выступления в парламенте представителей оппозиционной ДПЯ.
Однако, представители СМИ уже отметили большую "закрытость" Абэ по сравнению с его предшественником. Количество "подходов к прессе" сократилось с двух до одного раза в день, а возможности интервью стали резко ограничены.