Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости
"Мы призвали северокорейскую сторону проявлять максимальную сдержанность и вернуться за стол переговоров. Важно, чтобы все участники шестисторонних переговоров исходили из таких же позиций и не допустили бы шагов, которые накаляли бы обстановку", заявил 24 октября глава российского МИД Сергей Лавров.
Не должно быть никаких сомнений, что Москва выступит против любого из жестких сценариев при решении ядерной проблемы Корейского полуострова, которую обострили произведенные недавно Пхеньяном ядерные испытания. Приоритетным сценарием Москва по-прежнему будет считать возобновление шестисторонних переговоров с участием КНДР, США, России, Китая, Республики Корея и Японии. Это - как минимум, а как максимум - начало прямых американо-северокорейских контактов.
Основанием для такой позиции служит то, как в российской столице видят картину обострения ситуации на Корейском полуострове. И внутреннюю логику ее развития.
В Москве считают, что поводом к обострению северокорейской ядерной проблемы стали выдвинутые США в октябре 2002 года обвинения против КНДР в реализации программы обогащения урана. Доказательств этим обвинениям предъявлено не было. Когда же США, вопреки условиям своего Рамочного соглашения с КНДР, пошли на приостановку работ по сооружению в этой стране двух ядерных реакторов на легкой воде, Пхеньян в ответ тут же официально заявил о выходе КНДР из ДНЯО. Дальнейшее известно.
Создавшуюся осенью 2002 года ситуацию можно было спасти. В этих целях в августе 2003 года в Пекине были созваны шестисторонние переговоры с вышеназванными участниками. Два года спустя сторонам удалось выйти на согласованное Совместное заявление, важнейшими условиями которого стали обязательство КНДР об отказе от ядерного оружия и возвращении в ДНЯО и МАГАТЭ, а со стороны США - заявление о готовности нормализовать отношения с Пхеньяном и обсудить в приемлемые сроки вопрос о предоставлении КНДР злополучного легководного реактора.
Предполагалось даже, что после принятия Совместного заявления стороны приступят к разработке конкретной "дорожной карты", в которой была бы ясно отражена последовательность дальнейших взаимоувязанных шагов по урегулированию кризиса, то есть по выполнению обозначенных в заявлении договоренностей. Но не тут-то было.
Вашингтон фактически нарушил согласованный в ходе пекинского переговорного процесса принцип: "обещание в обмен на обещание, действие в обмен на действие". Уже в сентябре 2005 года США инициировали введение ограничительных мер в отношении северокорейских счетов в банке "Дельта Азия" в Макао под предлогом причастности КНДР к "отмыванию" через этот банк денег, полученных якобы от экспорта ракет и ракетной техники, а также к изготовлению фальшивых долларов и контрафактной продукции. Хотя и эти обвинения до сих пор не были подтверждены, незаметно, чтобы США собирались отменить финансовые рестрикции в отношении КНДР. Наоборот, заметно, что дело идет к их дальнейшему ужесточению и расширению.
После же проведенных Пхеньяном ядерных испытаний США стремятся подключить к этим усилиям и другие страны, ссылаясь на то, что средства, получаемые КНДР от "незаконных операций", могут быть размещены в любых других кредитных учреждениях по всему миру, а не только в Макао. О введении односторонних санкций против Северной Кореи уже объявили Япония и Австралия.
Естественно, КНДР, по мнению Москвы, реагирует на эти действия резко негативно, расценивая их как попытку установления финансово-экономической блокады в целях "удушения" северокорейского режима и его последующего отстранения от власти. По сути дела вызывающие действия Пхеньяна - демонстративные ракетные испытания в июле и недавние ядерные испытания - стали его своеобразной реакцией на усиление всестороннего американского нажима.
При этом не только официальные круги России, но и многие независимые российские эксперты отмечают, что развитие ситуации вокруг северокорейской ядерной проблемы по негативному сценарию в значительной степени было спровоцировано как раз вышеупомянутыми шагами со стороны Вашингтона.
В частности, директор института Дальнего Востока Российской академии наук Михаил Титаренко считает, что "КНДР оказалась загнанной в угол во многом благодаря политике США, и сейчас важно дать ей возможность достойно отойти от крайней позиции".
В целом же российскую позицию по кризису информированный источник в Москве, близкий к переговорным кругам, прокомментировал так.
Российская сторона однозначно осудила ядерную акцию КНДР, ведущую к подрыву международного режима нераспространения. Потребовала, чтобы Пхеньян незамедлительно предпринял шаги по возвращению в режим ДНЯО и возобновлению шестисторонних переговоров. Сохраняет актуальность и идея проведения американо-северокорейских контактов для урегулирования противоречий, существующих между двумя сторонами.
С этих позиций российская сторона выступает и в Совете Безопасности ООН. Но вместе с тем исходит из того, что в создавшейся обстановке важно продолжить усилия, которые могли бы склонить Пхеньян к более разумной линии поведения.
Российская сторона во взаимодействии с другими заинтересованными странами будет делать все зависящее, чтобы исключить развитие событий по наихудшему сценарию и вернуть ситуацию в мирное переговорное русло.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции