Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.
Свой юбилей в Большом театре Галина Вишневская праздновать отказалась, разозлилась (иначе не скажешь) на премьеру «Евгений Онегин», сочла ее пошлой пощечиной Пушкину и Чайковскому, издевательством над классикой. И хлопнула дверью.
Вишневская человек страсти, кроме того, когда-то она дебютировала в Большом театре именно в этой опере, спела Татьяну. Ее взяли в труппу седьмой Татьяной, но она стремительно стала первой. Но и это еще не все, страстная реакция на премьеру берет исток в раннем детстве, которое маленькая Галя провела вместе с бабушкой в балтийском Кронштадте. Сейчас не время и не место вдаваться в подробности, но свою любимую мамочку она видела всего лишь несколько раз за всю жизнь и в одну из таких встреч мать подарила дочери набор грампластинок с записью оперы «Евгений Онегин». Пели Иван Козловский, Пантелеймон Норцов, Кругликова.
Пластинки до слез потрясли будущую примадонну. Она часами крутила ручку патефона, чтобы не просто слышать, а дышать, дышать взахлеб этой божественной музыкой, наслаждаться этим ангельским пеньем. Я буду певицей, объявила она бабушке. Галине было 9 лет. В школу она ходила в старых изношенных платьях, в веревочных туфлях, которые бабушка связала терпеливым крючком. Но и это еще не конец волшебной и страшной сказки.
Война застала бабушку с девочкой в Ленинграде. К тому году она успела закончить семь классов, но вскоре все школы закрылись. Они оказались в блокадном кольце. Был шанс уехать, был, вместе с теткой и ее тремя мальчиками, но Галина решила остаться. Уже тогда она жила наперекор судьбе. И вот грянул великий голод и холод. Вскоре бабушка умерла. Девочка лежала в маленькой комнатке и никак не могла согреться. В пасть буржуйки ушло все, что горело, но холод не уходил. Он стоял в углах белым столбом морозного инея и ждал, когда она перестанет дышать. И, наверное, дождался, если бы не патруль, который ближе к весне обходил мертвые дома, и собирал покойников. Стащили и эту бездыханную девочку с холодной кровати... постойте, да она ведь дышит. Так она дожила до весны. И вместе с весной ожила, поправилась, служила в частях ленинградской противовоздушной обороны, получала законные 400 граммов хлеба и пела, пела, пела перед моряками, солдатами, раненными. Уже в 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты. И сразу была увенчана славой. Ее редкое по красоте мощное сопрано оценили сначала в Питере, затем и в Москве.
Вот краткий перечень ее победной поступи.
Поступив в 1952 году, в Большой театр, дебютировала в партии Татьяны. Исполнила также партии Лизы, Аиды, Виолетты, Чио-Чио-сан, Марфы в «Царской невесте». Спела монооперу Пуленка «Человеческий голос». Снялась в заглавной роли в фильме «Катерина Измайлова». Стала Народной артисткой (Консерваторию закончила экстерном в 1966 году). Выступала в партиях Лизы в Сан-Франциско, Леди Макбет в Эдинбурге, Тоски в Мюнхене, и - пропустим годы успеха, - завершила оперную карьеру в парижском Гранд-Опера триумфальным исполнением все той же Татьяны из оперы «Евгений Онегин», с которой началась ее горячая мечта и судьба.
Свой золотой закат Галина Вишневская встречает в полном расцвете сил. Отлучение от родины в 1974 году, которое длилось для нее, и ее мужа Мстислава Ростроповича 16 лет, никак не помешало ее карьере. Сейчас у Вишневской два дома, один в Париже, другой в Москве, обе ее дочери и шесть внуков живут за границей. Она построила в столице Центр оперного пения на Остоженке (но получать российский паспорт наотрез отказалась), и в этом же доме наверху ее квартира, прямо над оперными классами. Вишневская с азартом мастера ищет по всей России певческие таланты и доводит необработанный голос до алмазного блеска. Из ее рук взлетел к небу голос Фроси Бурлаковой.
Последнее приключение духа - съемки в фильме Александра Сокурова. Героиня фильма не имеет никакого отношения к оперной сцене, это бабушка, которая едет в Грозный навестить своего внука, капитана российской армии. Зная Сокурова, легко можно предположить, что за этим немудрящим сюжетом, скрыта целая духовная бездна. Фильм снят и будет показан в начале 2007 года.
Единственное, что огорчает Галину Вишневскую это то, что внуки говорят по-русски с акцентом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции