Андрей Колесников, политический обозреватель РИА Новости.
1956-й год не случайно поминали во время недавних беспорядков, спровоцированных высказываниями премьер-министра Ференца Дюрчаня. Как и любые массовые выступления, волнения по поводу вранья нынешнего венгерского правительства о состоянии национальной экономики, оказались весьма неоднозначными как по содержанию лозунгов, так и по составу участников, среди которых обнаруживались и просто профессиональные нарушители порядка. Но вот что характерно: символическая цифра «1956» служила неким фоном этих событий. В конце концов, венгерское гражданское общество, которое реально существует и которое весьма активно, возмутила неправда, то есть отсутствие в политике элементарной человеческой этики. И эта чувствительность общества к неправде - прямое наследие событий полувековой давности. Выученный венграми урок истории.
В официальной мифологии каждой нации есть события, обладающие абсолютной легитимностью и объединяющие весь народ. История Венгрии сложилась таким образом, что такой объединяющей нацию датой стало 23 октября 1956 года, когда по Будапешту прошла 100-тысячная демонстрация, в столицу Венгрии в первый раз вошли советские войска, а премьер-министром был назначен Имре Надь, из марксиста-ленинца превратившийся в венгерского патриота. Беспорядки объективно изменили свой статус и превратились в национальную революцию.
Но эта дата - важный эпизод не только венгерской истории, но и российской. 23 октября 1956 года для политической истории России имеет такое же значение, как и 21 августа 1968 года - день ввода советских войск в Прагу. (Что само по себе, возможно, было продиктовано боязнью повторения венгерского сценария.) В сущности, мотивы советского руководства, которое, по многим свидетельствам, колебалось и в том, и в другом случае по поводу того, вводить войска или не вводить, были одинаковыми: страх перед возможной потерей саттелитов, перед утратой более или менее монолитных зон геополитического и идеологического влияния, перед перспективной «размягчения» самого внутреннего устройства коммунистической политической системы.
Советское руководство не до конца было готово признать саму возможность формирования в Венгрии многопартийной системы, хотя в то же время не хотело портить эффект от начавшейся десталинизации в Советском Союзе. Но когда во время жестоких беспорядков 30 октября волнения приобрели слабо управляемый и отчетливо антикоммунистический характер, когда Венгрия объявила о выходе из Организации Варшавского договора, повторный ввод войск оказался неизбежен.
Осмысление этих страниц общей истории России и Чехии, России и Венгрии, а на самом деле еще ряда восточноевропейских государств - непростой процесс национального покаяния. И хотя те же самые венгерские события не находятся в центре внимания российского общественного мнения, крайне важным символическим жестом стало возложение российским президентом в феврале 2006 года венков перед памятником жертв событий 1956 года. Именно тогда глава российского государства констатировал: «Конечно, у нас в прошлом было немало проблем, в том числе и проблема 1956 года. В 1992 году президент Борис Ельцин дал оценку этим событиям и осудил действия советского руководства.
Конечно, современная Россия - это не Советский Союз, но должен Вам откровенно сказать: все мы в душе чувствуем какую-то моральную ответственность за эти события. Но наша задача заключается в том, чтобы, не забывая о прошлом, думать о будущем».
Во время венгерских событий погибло более 2500 венгерских граждан и более 700 советских солдат и офицеров. Все они оказались заложниками большой геополитической игры и страха советской власти перед переменами. Хотя никакая, даже самая масштабная, геополитика не стоит тех человеческих жертв, которые были принесены на ее алтарь во время событий полувековой давности. В этом - главный урок 1956 года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции