Петр Романов, политический обозреватель РИА Новости
Только что прошедший в Панаме референдум показал, что подавляющее число ее граждан - почти 80% от числа голосовавших - готовы потратить безумные для себя деньги, лишь бы модернизировать знаменитый Панамский канал. Стоимость этой модернизации свыше пяти миллиардов долларов, то есть, если не ошибаюсь, примерно равна стоимости всего панамского внешнего долга.
Следует учесть и то, что за столь грандиозный план берется страна с очень высоким уровнем бедности и безработицы. По данным МБРР 37% населения страны находятся за чертой бедности, включая 50% детей и 95% индейского населения. И, тем не менее, несмотря на все эти проблемы, не может не впечатлять столь массовая поддержка плана реконструкции. Иначе говоря, панамцы готовы затянуть пояса еще крепче в надежде, что их детям после окончания строительства - ориентировочно это 2014 год - станет жить лучше, поскольку поступления в государственный бюджет значительно возрастут
Кстати, сам план предусматривает создание шлюзов, через которые смогли бы проходить самые большие и современные суда, а это потребует сделать новые шлюзы на 40% шире и на 64% длиннее действующих ныне.
В прошлом, когда канал строился, а это было давно - идея возникла еще в 19 веке, а само строительство закончилось в 1914 - сооружение прославилось прежде, чем заработало, двумя способами. Во всем мире появилась, например, летняя удобная шляпа "панама". К сожалению, однако, у этого же слова возникло другое значение - афера. Слова "Большая панама" - означали крупнейшую финансовую махинацию.
Совсем не случайно, скажем, сицилийская мафия, не гонясь за многим, предпочла забрать под свой контроль "всего-навсего" строительство. Здесь легче всего находить, закапывать или отмывать деньги. Где-то чуть меньше цемента, где-то можно вместо одного типа почвы обозначить другой, где-то "внезапно обнаружить" несуществующие подземные родники и т.д.
Все эти приемы в полном объеме были использованы и в ходе того старого проекта. Не удивительно, что все первоначальные расчеты по строительству Панамского канала, оказались катастрофически далекими от реальности, а сам участок, выкопанный за день, к утру следующего дня, как правило, почему-то обрушивался. К тому же и люди на строительстве тысячами гибли от плохой организации работ и болезней
В итоге кто-то на панамском проекте изрядно обогатился, а кто-то полностью обанкротился. Сам первоначальный "трест", за которым стояла Франция, в конце концов, рухнул, не выдержав всех этих несчастий. Уже позже на проект обратили внимание американцы, достроили начатое и долго выкачивали из канала немалые деньги. Не говоря уже о стратегически важной военной базе под флагом США, что обосновалась в этом регионе, сведя реальный суверенитет Панамы фактически к нулю.
Наверное, закономерно, что у истоков нынешней идеи - модернизировать устаревший канал - стоит президент Мартин Торрихос - сын того самого Омара Торрихоса, который и вырвал ключи от канала из американских рук. За что, как считается, и поплатился жизнью. Торрихос погиб 25 лет назад, 31 июля 1981 года, когда самолет национальных ВВС "Twin Otter" при странных обстоятельствах врезался в склон горы. Многие и теперь обвиняют в смерти президента Панамы генерала Торрихоса - ЦРУ.
Официальная церемония передачи канала, напомню, состоялась не так уж давно - 31 декабря 1999 года. Чаще в те дни, помнится, говорили о панамском суверенитете, но речь, конечно же, как и всегда шла и о крупных деньгах. Красноречивый факт: уже в 2000/2001 году прибыль от деятельности канала под руководством самих панамцев составила 198 млн.долл. , что было на 50 млн.долл. выше прибыли в 1999 году - последнем году деятельности под американским контролем. Либо американцы - не такие уж замечательные менеджеры, либо на Панамском канале под контролем США многие годы процветала коррупция.
Политический и психологический климат в Латинской Америке явно меняется. Для нынешнего президента Панамы - новый проект это своего рода запланированный, просчитанный риск. Он вкладывает огромные деньги в будущее страны, хотя мог бы их потратить на многие важные социальные программы уже сегодня. Однако Панама устала жить без будущего, поэтому и готова рискнуть вместе со своим президентом. Потерпеть ради своих детей. Да и время поджимало. Об альтернативном, современном канале между Тихим Океаном и Атлантикой заговорили и соседи
Наконец, важно и то, что столь непростой для граждан всей страны вопрос был вынесен на референдум. Со стороны президента Мартина Торрихоса - это не уход от ответственности, это единственно нормальный и справедливый шаг в рамках демократической системы. Кстати, и урок многим из "старых демократий", которые слишком часто стали передоверять решение жизненно важных для граждан вопросов бюрократам.
Можно не сомневаться, что и к нынешнему проекту тут же приклеится немало нечистоплотных подрядчиков, финансовых мошенников и прочей дряни. Но президент после референдума уже не один. Так что и контролеров, надеюсь, окажется достаточно.
Не думаю, что история с тем старым каналом повторится. Нынешняя Панама сделала свою ставку на будущее и стоит ей пожелать удачи. Не может не вызывать уважения страна, которая так страстно хочет вырваться из нищеты и готова самостоятельно сделать для этого все возможное.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Блог Петра Романова