МЕХИКО, 23 окт - РИА Новости, Михаил Белят. По предварительным данным, в ходе общенационального референдума, прошедшего в Панаме в воскресенье, 78,8% высказались за реконструкцию межокеанского водного пути, сообщает в понедельник Избирательный трибунал страны, ответственный за организацию и подведение итогов референдума.
Лишь 21,2% взрослого населения Панамы проголосовали против планов правительства, предполагающих строительство третьей очереди шлюзов и расширение Панамского канала.
Результаты референдума означают, что Администрация Панамского канала получает право и возможность вложить $5,25 миллиарда в модернизацию единственного межокеанского водного пути в Западном полушарии, что обеспечит проход по нему современных крупнотоннажных судов и значительно сократит очереди на шлюзование, в которых сегодня суда вынуждены проводить недели ожидания.
По мнению управляющего Администрацией Панамского канала Альберто Алемана (Alberto Aleman), необходимость модернизации канала назрела давно и, если не провести ее в срочном порядке, то к 2012 году канал окончательно устареет и перестанет отвечать требованиям судоходства и торговли. В тоже время модернизация, по расчетам правительства, может поднять благосостояние панамцев к 2025 году до уровня Голландии.
Сегодня через Панамский канал проходит 5% ежегодного оборота мировой торговли. Прибыль от его эксплуатации составляет $ 1,4 миллиарда в год, из которых $ 560 миллионов направляются на социальные проекты правительства. Грядущая реконструкция значительно уменьшит эти ассигнования, именно по этой причине президент Мартин Торрихос принял решение вынести вопрос о дальнейшей судьбе канала на всенародное обсуждение.
Строительство Панамского канала было завершено в 1914 году американцами, которые в 1903 году выкупили все права на него у Франции, начавшей прокладывать межокеанский путь через Панамский перешеек к 1880 году. Однако через двадцать лет французы были вынуждены прекратить проект по причине банкротства, вызванного масштабными финансовыми аферами.
За десять лет Соединенные Штаты вложили в строительство канала свыше $3 миллиардов по ценам начала 20 века и получили его в бессрочную концессию у вновь образованного независимого государства Панама, отделившегося от Колумбии, которая отказывалась принимать американскую схему управления каналом. Данная схема означала фактическую оккупацию - Зона канала декларировалась территорией США, на нее вводились войска Соединенных Штатов и возводились военные базы. Границы Зоны рассматривались как государственные, и несанкционированный переход их панамцами считался преступлением. Управлялся Панамский канал американской администрацией, а все доходы от его эксплуатации поступали в казну Соединенных Штатов.
Такое положение сохранялось до 1977 года, когда патриотически настроенный панамский лидер генерал Омар Торрихос добился от администрации президента США Джимми Картера пересмотра кабальных соглашений по каналу. В соотвествии с новым договором, с 1979 года в Зоне канала вводился двадцатилетний переходный период, во время которого он управлялся поочередно американской и панамской администрациями. После канал полностью переходил под юрисдикцию и управление Панамы. Это событие произошло 31 декабря 1999 года, в этот же день последний американский солдат покинул панамскую землю.