Рейтинг@Mail.ru
22 октября - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

22 октября

Читать ria.ru в
- 1926 - родился Спартак Мишулин, артист Московского Театра сатиры
- 1929 - родился Лев Яшин, один из лучших вратарей мирового футбола
- 2004 - в Туркмении открыта самая большая мечеть в Центральной Азии

80 лет назад (1926) родился Спартак Васильевич МИШУЛИН, артист Московского Театра сатиры

Родился в Москве. Учился в артиллерийской школе в Анджеро-Суджинске (1942). Будучи студентом, играл (впервые оказался на сцене в 16 лет), ставил сценки, спектакли, организовывал хор или танцы. Одна из постановок закончилась трагично - из-за отсутствия освещения в зале Мишулин выкрутил электрические лампочки на столбах соседнего села.  «За расхищение социалистического имущества» был осужден и провел несколько лет в тюрьме. После освобождения работал в Домах культуры деревень Брусово и Удомля Тверской области. В начале 1950-х, провалив экзамены в ГИТИС, был отправлен в вспомогательный состав Калининского драматического театра. Проработав там несколько лет, перешел в труппу Омского драматического театра, затем снова вернулся в Калинин.

В 1960 году, после гастролей Калининского театра в Москве, был приглашен сразу в три столичных театра - Ленком, ЦАТСА и Сатиры. Он выбрал Театр Сатиры, которому отдал более 40 лет своей жизни.  Был занят в спектаклях театра «Малыш и Карлсон» (4 октября 2003 года артист в 2000-й раз сыграл в этом  спектакле), «Андрюша», «Неаполь- город миллионеров», «Счастливцев-Несчастливцев». Играл в спектакле «Счастливое событие» театра «Модерн». Спартак Мишулин вошел в историю театра и кино с тремя культовыми ролями - пана Директора из телевизионного сериала «Кабачок 13 стульев», Саида из «Белого солнца пустыни» и Карлсона из легендарного спектакля Театра Сатиры. Несмотря на то что впоследствии актер снялся более чем в 30 фильмах, именно эти роли он и сам считал самыми главными в своей судьбе. Снимался в фильмах «В тридевятом царстве»,  «Достояние республики», «Автомобиль, скрипка и собака «Клякса», «Человек с бульвара Капуцинов», «Бабник», «Очарованный странник». Озвучивал мультфильмы «Неуловимый Фунтик»,  «Фунтик и сыщики» и другие. Спартак Мишулин - лауреат Государственной премии России, народный артист РСФСР. Умер 17 июля 2005 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

195 лет назад (1811) родился Ференц ЛИСТ , венгерский композитор, пианист, дирижер

Родился в Венгрии, в местечке Доборьян (область Шопрон). Это было одно из поместий известных венгерских князей Эстергази, имя которых связанно с историей жизни и других великих музыкантов - Гайдна, Шуберта. Выдающееся дарование композитора обнаружилось довольно рано. Первые шаги в музыке Лист делал под руководством отца. Приехав в Вену, брал уроки у ученика Бетховена Карла Черни, а также у известного итальянского композитора Антонио Сальери. Переехав в Париж, композитор попал в круговорот музыкальной жизни. Огромную роль для Листа сыграли его встречи и общение в музыкальной столице с выдающимися музыкантами - Никколо Паганини, Гектором Берлиозом и Фредериком Шопеном. Потрясенный гениальной игрой Паганини, Лист, уже успевший к тому времени завоевать славу маэстро фортепиано, с новым жаром занялся фортепьянной игрой и поставил перед собой цель достигнуть в этой области мастерства, равного мастерству Паганини. Лист добился поставленной цели. Многие нити связывают этих двух наиболее выдающихся исполнителей - виртуозный блеск, служащий средством раскрытия содержания исполняемого произведения, декоративность и красочность, вызывающая ассоциации с звучностью симфонического оркестра или отдельных его инструментов. Беспримерной по своему размаху концертной деятельностью Листа почти во всех странах Европы были отмечены 1839-1847 годы. Эти непрерывные концертные поездки, сопровождающиеся сплошным триумфом, принесли Листу огромную славу и популярность. В 1848-1861 годах композитор живет в Веймаре. В этот период им созданы лучшие произведения. В области симфонии Лист ввел новый жанр одночастной симфонической поэмы, ставшей излюбленной в творчестве композиторов разных стран и получивший большое развитие и оригинальное творческое претворение в русском классическом симфонизме второй половины XIX века (симфонические картины, поэмы, фантазии Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского, Глазунова). Исполнительскому творчеству Листа был свойственен грандиозный размах и пафос, приподнятость и вместе с тем поэтическая картинность - мощные аккорды во всех регистрах, каскады виртуозных пассажей, певучая кантилена. Игра Листа поражала слушателей богатством красок, тембровых оттенков. В вокальной лирике XIX века значительное место занимают и песни Листа. До конца своих дней Лист сохранял творческую силу и душевную молодость. Несмотря на плохое самочувствие, Лист поехал в Байрейт, чтобы послушать оперы Вагнера «Парсифаль» и «Тристан и Изольда». Заболев воспалением легких, Ференц Лист умер в Байрейте 31 июля 1886 года.

162 года назад (1844) родилась Сара БЕРНАР, великая французская актриса

Сара Бернар родилась в Париже в семье инженера. По окончании драматических классов Парижской консерватории в 1862 году актриса дебютировала в театре «Комеди Франсез». Затем «Жимназ», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон» и снова «Комеди Франсез». Бернар играла молодых героинь классического и современного репертуара. Это были пьесы Расина, Гюго, Вольтера, де Бернье, Пароди. С 1880-х годов Бернар играла своих современников. Актриса Сара БернарДля нее В.Сарду пишет «Теодору», затем спустя три года «Тоску», а еще позже - «Колдунью». Э.Ростан специально для нее создал такие пьесы, как «Принцесса Греза», «Самаритянка», «Орленок». Особенным успехом она пользовалась в пьесах А.Дюма-сына, и одной из ее лучших ролей была роль Маргариты Готье в «Даме с камелиями». Тогда же актриса сыграла и мужские роли - Гамлета и Лорензаччо в пьесах Шекспира и Мюссе. Станиславский считал искусство Сары Бернар примером технического совершенства, он отмечал ее красивый голос, отточенную дикцию, пластичность. Знаток театра князь Волконский также высоко ценил сценическое мастерство Бернар: «Она прекрасно владела полярностью переживаний - от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости - тончайшая нюансировка человеческих чувств. И потом - знаменитый говорок, знаменитый шепот, знаменитое рычание, знаменитый «золотой голос», - отмечал Волконский. - Последняя ступень мастерства - ее взрывы... Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться. То же самое в ее мимике: какое умение от едва заметного зарождения до высшего размаха...». Правда, находились критики, которые считали, что виртуозное мастерство, изощренная техника, наблюдательность, художественный вкус сочетались у Бернар  с нарочитой эффектностью игры. По мнению Чехова, «каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра - есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок». Тургенев в письме к Полонской писал: «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?..». ернар часто гастролировала за границей, выступала во многих театрах Европы и Америки, трижды посещала Россию (1881, 1892, 1908 годы). В 1893 году она приобрела театр «Ренессанс», а в 1898 году - театр на площади Шатле, который получил название Театра Сары Бернар. Актриса дважды была замужем: первый муж - принц из древнего французского рода, второй - необыкновенной красоты актер из Греции. Но главной страстью Сары был театр. Им она жила, им вдохновлялась. Еще Сара занималась живописью, скульптурой, сочиняла забавные романы и смешные пьесы. Она отважилась подняться в небо на аэростате Жиффара, где на высоте 2300 метров смельчаки «плотно поужинали гусиной печенкой, свежим хлебом и апельсинами. Пробка от шампанского салютовала небу с приглушенным шумом...». Актриса много работала и над своей физической формой, даже после того, как в 1915 году ей ампутировали ногу. Она продолжала выступать почти до последних дней жизни. Умерла Сара Бернар в марте 1923 года в возрасте 78 лет в своем доме. Чуть ли не весь Париж пришел на похороны «королевы театра». Десятки тысяч почитателей ее таланта шли за гробом из розового дерева через весь город - от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез. Последний путь Сары Бернар был буквально усыпан камелиями, ее любимыми цветами.

16 лет назад (1990) городу Горькому возвращено его историческое название Нижний Новгород

Нижний НовгородНижний Новгород - областной центр Нижегородской области; имеет площадь 350 квадратных километров; численность населения - почти полтора миллиона жителей. По численности населения Нижний Новгород - третий после Москвы и Санкт-Петербурга город в России. История города начинается в 1221 году. Нижний Новгород был основан у места слияния великих русских рек - Волги и Оки князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем как опорный пункт обороны русских границ от мордвы, черемисов и татар. Город получил название «Нижний», как предполагают историки, из-за расположения в «низовских» землях относительно Новгорода Великого. С конца XV века на многие десятилетия Нижний становится надежным оплотом Москвы в борьбе за великий речной путь. В это время в городе возводится каменный кремль, ставший выдающимся сооружением русского фортификационного искусства. От стен этого кремля зимой 1612 года выступило ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским для борьбы с польско-литовскими захватчиками. Со взятием Иваном Грозным Казани (1552), а затем и Астрахани Нижний Новгород стал центром, через который шла вся торговля русского государства с востоком. В XVII веке Нижний Новгород был центром массовых формирований судовых караванов. Уже тогда Нижний стал крупным центром судостроения. На XVIII век приходится возвышение Нижнего Новгорода как административного центра. С 1714 года город стал губернским, а с 1779 по 1796 год - центром Нижегородского наместничества, включавшего в себя в разное время Вятскую, Костромскую, Пензенскую губернии и Алатырскую провинцию. В это время в Нижнем Новгороде были открыты партикулярные больница и аптека, начали действовать публичные частные театры (театр Н.Г.Шаховского - один из старейших в стране). На рубеже XVIII и Х1Х Нижний Новгород стал крупным научным и культурным центром страны. Здесь жили механик-самоучка И.Кулибин, математик Н.Лобачевский, видный педагог И.Кужелев, историк Н.Ильинский, писатель-путешественник В.Баранщиков и многие другие. В городе жили и трудились основоположники отечественной художественной и публицистической фотографии А. Карелин и М.Дмитриев. 7 октября 1932 года Нижний Новгород был переименован в город Горький в связи с 40-летием литературной и общественной деятельности пролетарского писателя Максима Горького. Решение о переименовании города и области было принято указом ВЦИК и постановлением президиума крайисполкома. Соответствующее решение в самом Нижнем Новгороде было воспринято весьма неоднозначно. Одним из тех, кто не одобрил смену названия города, стал сам Горький. В письме Федору Хитровскому (нижегородскому журналисту и краеведу) 19 февраля 1933 года из Соренто он писал: «Сегодня первый раз писал на конверте вместо Н.Новгород - Горький. Это очень неловко и неприятно». 22 октября 1990 года городу было возвращено его историческое название. Нижний Новгород является одним из 100 городов в мире, представляющих, по мнению ЮНЕСКО, мировую культурную ценность: в городе расположен уникальный Нижегородский Кремль с Михайло-Архангельским кремлевским собором - древнейшим каменным храмом Нижнего (сооружен в ознаменование победы народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского в начале XVII века). В соборе погребен прах Козьмы Минина. В городе сохраняются монастырские комплексы, редкие по историко-архитектурным особенностям для России XVII-Х1Х веков. Важнейшая роль в деле сохранения культурно-исторического наследия города принадлежит музеям. На сегодня в Нижнем Новгороде действуют 14 музеев (вместе с филиалами), семь из них - муниципальные.

77 лет назад (1929) родился Лев Иванович ЯШИН, выдающийся спортсмен, один из лучших вратарей мирового футбола

Футболист Лев ЯшинЕго игра - эта целая эпоха в развитии вратарского искусства. Отличительной чертой Яшина было феноменальное умение читать игру: он всегда успевал оказаться в той точке штрафной, откуда могла последовать угроза воротам. Он первым освоил ввод мяча в игру руками и стал организатором контратак своей команды. Никогда не терял самообладания, действовал хладнокровно и решительно, вселяя уверенность в защитников. Обладая прекрасной координацией движений и молниеносной реакцией, Лев Иванович умел предвидеть, как будет развиваться атака, и соответственно выбирал позицию. «Вратарь-самородок» - говорили про Яшина знатоки. За всю спортивную карьеру он сыграл 812 матчей, из них 326 в чемпионате страны и 79 - в составе сборной СССР. С 1956 по 1968 год Яшин неизменно входил в списки 33 лучших футболистов страны под номером 1. Он - единственный в мире вратарь, награжденный специальным призом лучшего футболиста Европы - «Золотой мяч», который был ему вручен в 1963 году. По количеству завоеванных наград и медалей Лев Иванович -  рекордсмен среди отечественных футболистов. Последний раз в воротах Яшин стоял 27 мая 1971 года в первом тайме прощального матча между командой «Звезды ФИФА», где выступали мастера из двенадцати стран мира, и сборной «Динамо». В тот день в Лужниках было около ста тысяч зрителей. Больше мастер в воротах не появлялся и в команды ветеранов не входил. Умер Лев Иванович Яшин 20 марта 1990 года после тяжелой болезни, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. На стадионе «Динамо», с которым связаны лучшие годы Яшина, 23 октября 1999 года был открыт памятник «Вратарь-легенда Лев Иванович Яшин» по проекту известного скульптора А.Рукавишникова. Там же состоялся и матч футбольных звезд, посвященный 70-летию Льва Ивановича. В 1999 году Международная федерация истории и статистики футбола (МФИСФ) назвала Льва Яшина лучшим вратарем Европы XX века, а в 2000 году - вратарем столетия.

2 года назад (2004) в Туркмении открыта самая большая мечеть в Центральной Азии

Мечеть была открыта в Кипчаке - родовом селении президента Туркмении Сапармурата Ниязова под Ашхабадом. В церемонии открытия принял участие сам глава государства, члены правительства, представители иностранного дипломатического корпуса, а также около шести тысяч жителей и гостей страны. Мечеть в Кипчаке возводилась специалистами одной из французских компаний с 2001 года. Контрактная стоимость этого монументального сооружения составляет 100 миллионов долларов США. Мечеть, называемая «Душа Туркменбаши» - это четыре минарета высотой каждый 91 метр, символизирующие обретение Туркменистаном независимости в 1991 году; здесь одновременно могут совершать намаз 10 тысяч человек. Молельня устлана огромным восьмиугольным ковром площадью 215 квадратных метров, сотканным туркменскими ткачами. Кроме основной двери, имеется еще семь входов. Для проведения поминальных обедов - садака - построен зал на пять тысяч человек. Мечеть расписана не только сурами из Корана, но и цитатами на туркменском языке из «Рухнама» (духовного кодекса туркмен, написанного Сапармуратом Ниязовым). 25 гектаров из 36 гектаров территории мечети покрыто зеленью. Здесь высажен примерно один миллион деревьев, кустов и декоративных цветов, привезенных из Италии, Испании и других стран. Есть подземная стоянка для 100 автобусов и 400 легковых машин.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала