Нина Куликова, экономический обозреватель РИА Новости
Россия уже не первый год активно борется с отмыванием денег, и достигла в этой сфере определенных успехов. Опытом, накопленным российскими службами финансового мониторинга и контроля, делился со своими коллегами глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин на международной конференции "Роль высших органов финансового контроля в борьбе с коррупцией и отмыванием доходов, добытых преступным путем" в киргизском городе Чолпан-Ата.
По словам Степашина, незаконную утечку капиталов из России в основном удалось прекратить. Если к началу 2000 года такая утечка составляла 20 млрд. долл., то сейчас цифра снизилась до 2-3 млрд. долл. - сказал он.
Однако очевидно, что борьба с "отмыванием" денег в стране остается актуальной. Она напрямую связана, во-первых, с борьбой с терроризмом и финансированием криминала, а во-вторых, оказывает влияние на стабилизацию рынка и привлечение иностранных инвестиций.
История борьбы с "отмыванием" денег в России уходит корнями в начало 1990-х гг. Это время ознаменовалось криминализацией экономики, ростом коррупции и вывоза капитала, в результате чего страна теряла инвестиционные ресурсы, необходимые для развития экономики. При этом российское законодательство существенно отставало от международного в сфере борьбы с "отмыванием" преступных доходов, что привело к включению в 2000 г. России в "черные списки" стран, где такие доходы "отмываются" беспрепятственно, Международной организации по борьбе с отмыванием "грязных" денег (Financial Action Task Force, FATF). В отношении российских финансовых учреждений стали применяться различные дискриминационные меры.
В последние годы в России был предпринят ряд шагов, направленных на создание системы борьбы с "отмыванием" денег. В 1999 г. Россия подписала международную Конвенцию "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности", что было предусмотрено ее обязательствами, взятыми при вступлении в Совет Европы. Основным последствием ратификации Конвенции стала необходимость создания национальных законодательных механизмов в области борьбы с "отмыванием" денег.
Уполномоченным органом по противодействию отмыванию доходов стала Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ). По закону ФСФМ получает, систематизирует и анализирует информацию о финансовых операциях. При наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что финансовая операция связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, материалы направляются в правоохранительные органы.
Уже в 2002 г. Россия была исключена из "черного" списка. А в 2003 г. стала полноправным членом FATF. В 2005 г. ФСФМ возбудила 800 уголовных дел, связанных с отмыванием денег и передала в правоохранительные органы России дела на сумму около 20 млрд. долл.
Летом 2005 г. президент РФ Владимир Путин утвердил Концепцию национальной стратегии противодействия легализации доходов и финансированию терроризма. ФСФМ представила пятилетний план действий по выполнению данной Концепции. План предполагает четыре основных направления деятельности финансовой разведки России - дальнейшее развитие законодательной базы борьбы с преступными доходами; совершенствование связей финансовой разведки с правоохранительными органами; повышение профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, в том числе следователей и прокуроров, и укрепление международного сотрудничества.
По словам главы ФСФМ Виктора Зубкова, сегодня международное сообщество признало, что Россия на деле проводит большую работу по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.
Во многом этому способствовало принятие в 2001 г. закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем". Поскольку "отмывание" преступных доходов проводится в основном с использованием организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, закон, в первую очередь, направлен на получение и анализ информации из этих организаций о финансовых операциях, которые могут быть связаны с "отмыванием" денег. В законопроекте определялся перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях. К таким организациям относятся кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств, а также ломбарды. По закону предусматривался единый для физических и юридических лиц размер, свыше которого операции подлежат обязательному контролю - 600 тысяч рублей (примерно 20 тыс. долл.).
Однако, несмотря не принятие этого закона, проблем остается немало. В частности, Степашин отметил на прошедшей в Киргизии конференции, что Счетная палата РФ проводит сейчас работу по проверке реализации законодательства о борьбе с отмыванием доходов, полученных преступных путем, в банковской системе. Уже проведены контрольные мероприятия в 9 банках, в ходе которых выявлено немало недостатков. Глава контрольного ведомства высказал мнение, что российское законодательство пока не обеспечивает достаточной прозрачности функционирования банковской системы. "В частности, еще не удается поставить надежный заслон на пути осуществления такого распространенного вида сомнительных финансовых операций, как обналичивание", - признал он.
Действительно, по данным российского МВД, недавно проведенные операции по пресечению отмывания денежных средств в России показали, что в 2004-2005 гг. руководители ряда банков незаконно обналичили свыше 200 млрд. руб., 391 млн. долл. и 66 млн. евро. Причем большая часть этих средств была выведена за рубеж.
Поэтому возникла необходимость усовершенствовать законодательство по противодействию отмыванию преступных доходов. В настоящее время ведется работа над уточнениями к Закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". По словам зампредседателя банковского комитета Госдумы РФ Анатолия Аксакова, в число поправок войдет перечень операций, которые подпадают под определение "сомнительные".
Кроме того, ЦБ РФ планирует ужесточить режим и для клиентов кредитных организаций. 18 октября Банк России опубликовал указание, которое уточняет критерии выявления недобросовестных клиентов банков на предмет отмывания денег. Планируется, что теперь клиенты банков при оплате жилья, коммунальных услуг, услуг связи и расчетах бюджетов всех уровней на сумму более 30 тысяч рублей будут обязаны предъявлять паспорт. Ранее эта сумма должна была превысить 600 тысяч рублей или эквивалентную сумму в валюте.
Также банки будут обязаны идентифицировать клиента при осуществлении операций с денежными средствами в наличной форме с использованием программно-технического оборудования, электронных кассиров, банкоматов и других программно-технических комплексов (за исключением операций с использованием платежных (банковских) карт) независимо от размера операций. Ранее это требование действовало только на операции с суммой не менее 600 тыс. рублей (в любой валюте). Также исчезла оговорка, позволявшая не проводить идентификацию, если такие платежи осуществляются на счет, открытый в банке-нерезиденте. Прописываются и требования к действиям банкиров, когда им не удается в срок идентифицировать клиента. Ожидается, что все эти изменения будут способствовать решению упомянутой главой Счетной палаты проблемы обналичивания.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции