Игорь Томберг, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН - "РИА Новости"
Российская нефтяная государственная компания "Роснефть" и китайская CNPC подписали протокол о создании совместного предприятия ООО ""Восток Энерджи". Новая структура намерена заниматься поиском и добычей полезных ископаемых в Восточной Сибири. Причем китайцы профинансируют освоение региона в обмен на доступ к российским месторождениям и гарантии по поставкам нефти и нефтепродуктов.
Уставный капитал "Восток Энерджи" определен в размере 10 миллионов рублей. 51% участия в компании будет принадлежать "Роснефти", а 49% - CNPC. Официально CNPC стала партнером "Роснефти" в марте 2006 года: тогда компании подписали меморандум о создании СП. Основными целями созданного на днях совместного предприятия являются обеспечение геолого-поисковых и разведочных работ на территории Российской Федерации, поиск месторождений полезных ископаемых, получение лицензий на различные виды пользования недрами.
Цели партнеров очевидны. Китайская сторона получает доступ к лицензиям на добычу, расширяя свои возможности приобретать углеводороды. "Роснефть", в свою очередь, рассчитывает на финансирование мероприятий по освоению месторождений Восточной Сибири, а также доли в китайских перерабатывающих мощностях в обмен на поставки нефти и нефтепродуктов в КНР. По мнению аналитиков, сегодня объем добычи российской компании чуть ли не в 10 раз превышает объем переработки. А участие в переработке своих ресурсов на китайских мощностях дает ей возможность получить часть быстро растущего китайского рынка нефтепродуктов.
В этом плане крупнейшая в КНР государственная нефтегазовая корпорация CNPC, планирующая до 2010 года инвестировать более 180 млрд. юаней ($22,42 млрд.) в развитие нефтепереработки и нефтехимии, - вполне оправданный выбор. К 2010 году CNPC будет располагать пятью НПЗ производительностью 10 млн. тонн нефти в год, двумя заводами по производству ароматических углеводородов, четырьмя заводами по производству минеральных удобрений и 6 крупными этиленовыми заводами. К 2010 году планируется также развернуть соответствующую сеть продаж.
Таким образом, китайские нефтяные компании медленно, но поступательно получают доступ к российским недрам. После покупки второй по величине китайской корпорацией Sinopec в партнерстве с "Роснефтью" крупной компании "Удмуртнефть", создание "Восток Энержи" стало следующим важным шагом в энергетическом сближении двух стран.
Возможно, создание СП, пусть и с достаточно амбициозной программой деятельности, может показаться ординарным событием. Но только не сегодня. Явно обозначившаяся трещина в отношениях России с основным покупателем российских углеводородов - Евросоюзом демонстрирует фундаментальное непонимание (или нежелание понимать) российские интересы со стороны европейцев. Весьма щедрое предложение российского президента Владимира Путина, сделанное недавно Германии, было встречено совместным заявлением Франции и Германии, по сути отвергающим последние российские инициативы в сфере энергетики. Влиятельные европейские державы заявили о создании собственного двустороннего энергоальянса и призвали Россию ратифицировать Энергетическую хартию ЕС, невыгодность которой для России не раз отмечали все российские представители.
По-существу, Москве дали понять: европейцы хотят развивать прямые отношения с добывающими государствами центральноазиатского и каспийского региона, с транзитными странами, прежде всего с Украиной. Что невыгодно России не только коммерчески, но и не оправдано политически и исторически. Построенная усилиями тогда еще советского народа мощная сеть трубопроводов - заслуженное конкурентное преимущество России. Пока, к сожалению, можно констатировать, что все призывы Москвы учитывать интересы энергетической безопасности не только потребителей, но и производителей энергоресурсов, для европейцев остаются пустым звуком.
Заявление президента Путина о том, что в скором времени Россия будет поставлять до 30% своих углеводородов в Азию, вызвало озабоченность в Европе по поводу нехватки энергоресурсов для обеспечения растущих европейских потребностей. Теперь же получается, что все попытки России доказать собственную ответственность и надежность в обеспечении энергетической безопасности Европы наталкиваются на недоверие и требования неоправданных уступок. Россию фактически выталкивают из Европы. Остается одна альтернатива - Восток. Не случайно в ходе недавнего визита российского премьера Михаила Фрадкова в Сеул было подписано серьезное соглашение по поставкам сахалинского газа в Южную Корею. Судя по реакции Москвы на непонимание европейцев, доля азиатских покупателей может оказаться выше названных президентом 30%.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции