Мусульманский праздник Лейлят аль-Кадр (Ночь Предопределения), 19-20 октября
Двадцать седьмой день месяца Рамадан традиционно считают днем празднования Лейлят аль-Кадр - Ночи Предопределения, Ночи Могущества. В эту ночь, согласно преданию, пророку Мухаммаду было ниспослано первое откровение Корана - Книги откровений Аллаха. Мухаммад, которого Аллах избрал своим посланником и пророком, родился в 570 году (по григорианскому календарю), рано потерял родителей. Ему не пришлось учиться - с ранних лет он начал трудиться. Аллах говорит: «Ты не читал до этого никакого писания и не чертил своей десницей: иначе пришли бы в сомнение считающие это писание пустым». До 40 лет он жил как все мекканцы, был известен среди них своей исключительной честностью и добрым поведением, надежностью и был облечен доверием. Он любил уединяться в расположенных вокруг Мекки горах, закрываться в пещерах, предаваться размышлениям.
В двадцать седьмой день месяца Рамадан 610 года на горе Джабаль ан-Нур в пещере Хира перед Мухаммадом явился кто-то в человеческом облике и возвестил слова Аллаха: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламов, научил человека тому, чего он не знал». Это был архангел Джибраил, посланец Аллаха. Мухаммад повторил слова вслед за ним, и архангел исчез. Так Мухаммед узнал от Джибраила о том, что Аллах избрал его своим пророком. Так началась и земная жизнь священной Книги ислама.
После святого пророка Мухаммеда Всевышний не посылал к человечеству своих пророков, не передавал священные писания. С Кораном связано окончательное утверждение монотеизма - веры в Единого Бога и прекращение обожествления идолов и поклонения им.
Существует целая традиция воспевания ночи аль-Кадра русскими поэтами. И в первую очередь следует вспомнить стихотворение Ивана Бунина «Ночь Аль-Кадра» с эпиграфом из Корана:
«В эту ночь ангелы сходят с неба».
Ночь Аль-Кадра. Сошлись, слились вершины,
И выше к небесам воздвиглись их чалмы.
Пел муэдзин. Еще алеют льдины.
Но из теснин, с долин уж дышит холод тьмы.
Ночь Аль-Кадра. По темным горным склонам
Еще спускаются, слоятся облака.
Пел муэдзин. Перед великим Троном
Уже течет, дымясь, Алмазная река.
И Гавриил - неслышно и незримо -
Обходит спящий мир. Господь, благослови
Незримый путь святого пилигрима
И дай земле твоей ночь мира и любви!
Рамадан - 9-й и священный месяц мусульманского лунного года, в течение которого предписывается пост - наступил в этом году 24 сентября. Поэтому и праздничная Ночь предопределения приходится на 19-20 октября. Ежегодно в эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каждого человека, учитывая его желания, высказанные в молитве. Поэтому большинство мусульман в ночь на 27 Рамадана приходят в мечеть, где возносят свои молитвы Аллаху и читают Коран. Если за каждую прочитанную букву Корана в другое время дается одно воздаяние (саваб), в месяц Рамадан - от десяти до тысячи, то в ночь Лейлят аль-Кадр - до 30 тысяч воздаяний за одну прочитанную букву из Священного Корана.
261 год назад (1745) умер Джонатан СВИФТ, выдающийся английский писатель, публицист, мастер сатиры
Родился 30 ноября 1667 года в Дублине в английской семье. Отец Свифта не дожил до рождения сына, и воспитанием Джонатана занимался его дядя, Годуин Свифт. Джонатан получил лучшее из доступных в Ирландии того времени образование - сначала в школе графства Килкенни, затем в дублинском Тринити-колледже, где был удостоен степени бакалавра искусств в 1686 году. В 1689 году в связи с событиями так называемой «славной революции», вызвавшими бурную реакцию в Ирландии, Свифт переезжает в Англию, где служит секретарем и библиотекарем отставного дипломата и видного эссеиста У.Темпла. В его поместье Мур-Парк Свифт начинает литературную деятельность, здесь написаны «Ода Вильяму Сэнкрофту» и «Ода Конгриву». В 1695 году Свифт рукоположен в священники англиканской церкви и весь следующий год служит в Килруте, на севере Ирландии. В 1697 году выходит его памфлет «Битва книг», аллегорическая сатира на современные ему литературные споры о «древнем» и «новом». В 1701 году опубликован памфлет «Раздоры и распри в Афинах и Риме», в котором Свифт выступает с теорией о должном равновесии между короной и обеими палатами парламента. В этом же году Свифт становится доктором богословия. Он получает место викария в Ларакоре (Ирландия) и в Лондоне бывает наездами. Свифт имеет славу политического памфлетиста, и виги считают его своим сторонником. В 1704 году Свифт публикует одно из своих знаменитых сатирических произведений - «Сказку бочки». В ней три ветви христианства - католическая, англиканская и пуританская - изображены в лице трех братьев, представляющих каждый свою церковь; их борьба за политическую власть и богатство, их лживость и распутство обрисованы в духе пародийного жития.
В 1710 году к власти приходят тори. Решив, что политика правительства вигов идет не на пользу англиканской церкви, Свифт переходит на сторону тори и издает их журнал «Экзаминер». В статьях, опубликованных в «Экзаминере», и в памфлетах «Поведение союзников», «Общественный дух вигов» Свифт защищает тори. В 1713 году он назначен настоятелем (деканом) собора св.Патрика в Дублине. После кончины королевы Анны и возвращения вигов к власти в 1714 году Свифт уезжает в Ирландию, где, не считая двух кратких приездов в Англию, остается до конца жизни. Какое-то время он уединенно живет в Дублине, однако в 1720 вновь начинает интересоваться общественными делами (памфлеты «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры», «Скромное предложение относительно детей ирландских бедняков»). В 1723-1724 годах в серии «Писем суконщика», воспроизводя логику и язык рядового обывателя, Свифт так умело связал широкую политическую агитацию с конкретным событием, что английское правительство едва предотвратило народное восстание в Ирландии.
Вершина творчества Свифта - «Путешествия Гулливера» (1726). Пародируя и одновременно совершенствуя литературу путешествий, Свифт «открывает» фантастические страны, сатирически комментируя реальные перспективы и идеалы европейского общественного устройства. Основным приемом сатиры Свифта была реалистическая пародия: нелепость и чудовищность предстают у него как социальная норма, как действительная и перспективная характеристика изображаемых явлений. В 1731 году Свифт пишет «Стихи на смерть доктора Свифта», где остроумно изображает радостный переполох, который вызовет в официальных кругах кончина беспокойного литератора. Умер Джонатан Свифт 19 октября 1745 года в Дублине. На его могильной плите высечена составленная им эпитафия: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, доктора богословия, декана этого кафедрального собора, где суровое негодование не может терзать сердце усопшего. Проходи, путник, и подражай, если сможешь, по мере сил, смелому защитнику свободы».
109 лет назад (1897) умер Джордж Мортимер ПУЛЛМАН, американский изобретатель, создатель знаменитых спальных вагонов
Прототипы спальных вагонов появились на Пенсильванской железной дороге в США в 1836 году. В них были устроены трехъярусные полки, а пассажирам выдавались соломенные матрасы. Постельное белье и подушки не предусматривались. В середине 1860-х годов молодой инженер и предприниматель Джордж Мортимер Пуллман решил, что пассажиры должны путешествовать комфортно. В 1867 году на заводах Пуллмана в США были построены вагоны, в которых имелись мягкие сиденья. На ночь они превращались в спальные места. Спальные места располагались вдоль вагона и разделялись устанавливаемыми на ночь поперечными мягкими стенками. Верхние полки спускались с потолка на цепях. Вскоре Джордж Пуллман совершил еще одну маленькую революцию - включил в состав поезда вагон-ресторан. До этого времени железнодорожникам приходилось подолгу задерживать дальние поезда на крупных станциях и ждать, пока пассажиры пообедают в вокзальном помещении. Такие вагоны курсировали в Америке, а в 1873 году появились в Европе, но в несколько измененном виде, а именно с двух- или четырехместными купе, в которых верхнее спальное место получалось при подъеме стенки дивана. Вагоны стали называть пульмановскими. Вскоре изобретатель стал миллионером. В 1880 году Пуллман создал собственную империю в штате Иллинойс, поблизости от Чикаго. Он построил производственно-жилой комплекс - целый город и назвал его своим именем. Это был первый в мире заранее спроектированный промышленный центр, построенный со всеми мыслимыми по тем временам удобствами. На международной выставке в Праге Пуллман даже удостоился двух медалей и диплома за создание «самого совершенного города на Земле». Говорилось о том, что это «утопическая рабочая коммуна, изолированная от моральных и политических пороков Чикаго», но на самом деле это была казарма со строжайшей дисциплиной. Затем Пуллман основал свою компанию в Англии, и с начала 1880-х годов там тоже появились пульмановские поезда, среди которых выделялись «Золотая стрела» и «Брайтонская красавица». В вагонах для богатых пассажиров были кресла, покрытые шагреневой кожей, полы, утопавшие в коврах, роскошные тисненые обои на стенах, впоследствии - электрическое освещение. А в 1883 году пульмановские вагоны появились в самом роскошном поезде Европы - знаменитом «Восточном экспрессе». В них были хрустальные люстры, купе, отделанные ценными породами дерева, шторы из генуэзского бархата. Вагон -ресторан в «Восточном экспрессе» был выполнен в стиле Людовика XV и украшен картинами кисти Делакруа. Эти настоящие «дворцы на колесах» прославились потом в многочисленных вестернах, а слово «Pullman» стало употребляться для обозначения высшей степени комфорта применительно к транспорту вообще.
46 лет назад (1960) правительство США ввело эмбарго на торговлю с Кубой (начало экономической блокады Кубы)
В феврале 1959 года на Кубе было создано революционное правительство во главе с Фиделем Кастро. В мае 1959 года был издан декрет об аграрной реформе. В соответствии с ним на Кубе были ликвидированы частные латифундии и землевладение иностранцев. Более 40 процентов земель перешли в государственный сектор сельского хозяйства, остальные распределены среди крестьян. 22 июля 1960 года правительство Кубы объявило об окончательной национализации всех сахарных заводов и плантаций, принадлежавших американским компаниям. В августе 1960 года были национализированы телефонные и электрические компании, нефтеперегонные заводы. В то же время США прекратили поставлять на Кубу нефть и покупать ее сахар, хотя действовало долговременное соглашение о покупке. В сентябре 1960 года кубинское правительство национализировало все филиалы североамериканских банков. Общая стоимость конфискованного американского имущества составила один миллиард долларов. Однако президент США Эйзенхауэр не собирался так просто сдавать экономические и политические интересы своей страны. 19 октября 1960 года американское правительство объявило о полной экономической блокаде Кубы, прекратив все операции по фьючерсным контрактам на поставку нефти новому коммунистическому строю и экспорту сахара. Срыв этих долгосрочных договоренностей принес обеим сторонам огромные потери.
Каждый последующий президент США добавлял свои декреты или законы по ужесточению эмбарго. Начало либерализации экономической блокады Кубы положил закон, подписанный в 2000 году президентом Клинтоном - «Trade Sanctions Reform Act». Этот закон разрешил продажу Кубе широкого ассортимента продукции сельского хозяйства: от продуктов питания до удобрений и древесины. С 2001 по 2004 год Куба закупила в США продуктов питания на сумму около миллиарда долларов. На прошедших в апреле 2004 года в Гаване переговорах руководства кубинской компании «Алимпорт» с американскими бизнесменами (в работе экономического форума приняли участие более 400 американских предпринимателей из 170 компаний США) президент кубинской компании Педро Альварес заявил американским бизнесменам, что Гавана готова расширить список импортируемых товаров. В частности, Куба готова закупать в США продукцию машиностроения, автомобили, удобрения. Россия, как и подавляющее большинство членов ООН, осуждает блокаду против Кубы и выступает за ее скорейшую отмену. Что касается президента США Джорджа Буша, то он утверждает, что Америка не снимет экономического эмбарго и запрета ездить на Кубу до тех пор, пока на острове не произойдут существенные «демократические реформы».
131 год назад (1875) Д.И.Менделеев на заседании Русского физико-химического общества предложил проект аэростата для высотных полетов
С момента возникновения воздухоплавания до 1870-х годов применялись только свободные и привязные аэростаты. Первый проект управляемого аэростата с воздушными винтами, вращаемыми вручную, был выдвинут в 1784 году французским военным инженером Ж.Менье. 24 сентября 1852 года француз А.Жиффар совершил первый управляемый полет со скоростью до 11 километров в час (в безветренную погоду) на аэростате с паровым двигателем. В 1869 году в России была организована постоянная Комиссия по применению воздухоплавания к военным целям. С 1870 года в Усть-Ижорском саперном лагере под Петербургом производились наблюдения с аэростатов за передвижениями войск и корректирование артиллерийской стрельбы по невидимым с земли целям. Много труда вложил в развитие воздухоплавания великий русский ученый Д.И.Менделеев. В 1870-х годах он работал над проектом управляемого аэростата с металлической оболочкой и взрывным двигателем. Он тщательно изучает работы в этой области знаменитого английского физика Глешера, неоднократно поднимавшегося на воздушном шаре с научными целями. Позже Дмитрий Иванович писал: «Меня так заняла гордая мысль подняться выше знаменитого англичанина и постичь закон наслоения воздуха при нормальном состоянии атмосферы, что временно я оставил все другие занятия и стал изучать аэростатику». Придавая большое значение высотным полетам на аэростатах для исследования верхних слоев атмосферы и стремясь сделать их безопасными для жизни и здоровья аэронавтов, Менделеев в статьях, опубликованных в отчетах французской Академии наук, подчеркивает необходимость опытной проверки своих положений с помощью аэростата, который может подняться в верхние слои атмосферы. Он разрабатывает и проект аэростата, «...допускающего возможность безопасно оставаться на больших высотах в атмосфере». В 1875 году на заседании Русского физико-химического технического общества ученый представил проект стратостата - большого специального аэростата с герметической гондолой. Менделеев составил эскиз управляемого аэростата и сделал необходимые расчеты. 19 августа 1887 года Д.И.Менделеев на военном аэростате совершил полет из города Клина длительностью три часа 36 минут на высоте 3350 метров для наблюдения солнечного затмения.
88 лет назад (1918) родился Александр Аркадьевич ГАЛИЧ, писатель, драматург, поэт, автор и исполнитель своих песен
Александр Галич родился в семье служащих. В 1935 году, после окончания девяти классов средней школы, был принят в оперно-драматическую студию К.С.Станиславского на драматическое отделение, в 1940 году перешел в Московский театр-студию. Окончил Литературный институт им М.Горького. Перед войной был актером Московской театральной студии, возглавляемой А.Арбузовым и В.Плучеком, принял участие в создании и постановке ставшего популярным спектакля «Город на заре». Во время войны (из-за тяжелой врожденной болезни он был признан негодным к несению военной службы) Галич был одним из организаторов, участников и руководителей комсомольского Фронтового театра. После войны окончательно перешел на литературную работу сначала как драматург, а потом и как кинодраматург. В СССР были поставлены его пьесы «Улица мальчиков», «Вас вызывает Таймыр», «Пути, которые мы выбираем», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок» и др. Для театра им. Евг.Вахтангова Галич написал стихи к пьесе Арбузова «Город на заре».
Александр Галич - автор сценариев фильмов «За проходной», «Будни и праздники», «Верные друзья», «На семи ветрах», «Государственный преступник», «Дайте жалобную книгу», «Чайковский». С середины 1960-х годов Галич круто меняет свою жизнь, обращается к поэзии, начинает исполнять свои стихи под гитару, присоединившись к немногим в то время исполнителям авторской песни, не признаваемой официальными властями. С 1968 года его песни стали издаваться за границей, и Галичу были запрещены выступления. Последним из его легальных выступлений был концерт в Новосибирске в 1968 году. В 1971 году Александра
Галича исключили из Союза писателей, а также из Союза кинематографистов и Литфонда. С апреля 1972 года он нигде не работал, был инвалидом второй группы. В 1974 году атмосфера травли и враждебности вынуждает поэта покинуть Советский Союз. Получив в июне 1974 года разрешение на выезд, едет сначала в Норвегию, затем переезжает в Мюнхен и, наконец, поселяется в Париже. Погиб 15 декабря 1977 года от удара электрическим током в тот момент, когда подсоединял антенну к только что купленной стереосистеме. Не выдержало сердце, перенесшее к этому времени уже три инфаркта. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа близ Парижа. В России и за рубежом изданы многочисленные сборники стихов и песен Галича.