Рейтинг@Mail.ru
Хуан Перон: диктатор или отец нации - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Хуан Перон: диктатор или отец нации

Читать ria.ru в
Наконец-то, спустя 32 года после смерти Хуана Перона его останки были перезахоронены в специально построенном мавзолее на территории усадьбы "17 октября", которую он купил в 1946 году в местечке Сан Висенте в 60 километрах от столицы.

БУЭНОС-АЙРЕС, 18 окт - РИА Новости, Юрий Николаев. Во вторник, 17 октября, сбылась давняя мечта перонистов.

Наконец-то, спустя 32 года после смерти Хуана Перона его останки были перезахоронены в специально построенном мавзолее на территории усадьбы "17 октября", которую он купил в 1946 году в местечке Сан Висенте в 60 километрах от столицы. Постройка мраморного мавзолея обошлась казне в сумму более $1 миллиона.

Траурное мероприятие было омрачено массовыми беспорядками, возникшими между различными профсоюзными перонистскими организациями за право быть поближе к гробу своего лидера.

Стычки не ограничились только словесными перебранками. В ход пошли камни и дубинки, прозвучали пистолетные выстрелы. Результат оказался плачевным - более 60 человек получили ранения.

Хуан ПеронКогда об этом доложили президенту Аргентины Нестору Киршнеру, то он отменил свое участие в траурной церемонии в Сан Висенте. Его примеру последовала политическая элита страны. Поэтому мероприятие, которое планировалась как общегосударственное и даже мировое событие, оказалось скомканным и не столь помпезным.

Главным действующими лицами были руководитель Всеобщей конфедерации профсоюзов Аргентины Уго Мойано и лидер перонистских профсоюзов Херонимо Венегас, в состав которых входят 62 организации.

17 октября для членов Хустисиалистской (Перонистской) партии является особым днем. В этот день, 61 год назад благодаря решительным действиям профсоюзов Хуан Перрон, который был арестован за призыв к общественным беспорядкам, вышел на свободу.

Хуан Перрон родился 8 октября 1895 в семье итальянского эмигранта. В 16 лет он избирает военную карьеру и поступает в военное училище. После окончания училища быстро продвигается по службе от младших офицерских чинов к должности преподавателя военной истории, а затем назначается военным атташе в Чили и Италии.

Пребывание в Италии в период с 1937 по 1940 годы оказало сильное влияние на формирование его политических пристрастий. В то время в этой стране расцветал своеобразный талант кумира толпы дуче Бенито Муссолини. Он симпатизирует Бенито Муссолини и Адольфу Гитлеру, а также идеям ариизации.

Вернувшись в Аргентину, Перон видит знакомые надписи на стенах домов Буэнос-Айреса, правда скорректированные с учетом местной геополитической ситуации: "Сегодня надо убить еврея, а завтра - уругвайца".

К этому времени относятся его первые публикации в прессе о величии и особой роли аргентинской нации. Правда, со свойственной ему "скромностью" он пишет статьи под псевдонимом "Декарт".

В годы Второй мировой войны полковник Перон явно симпатизирует немецким нацистам и исповедует идеи европейского фашизма.

В июне 1943 года организация, называвшаяся "Группа объединенных офицеров", совершила военный переворот и пришла к власти в стране. Перон, входивший в состав этой организации после путча, занимает посты вице-президента, военного министра и министра труда.

Громадную роль в судьбе будущего президента Аргентины сыграло его знакомство с красивой актрисой Эвой Дуарте, которая вне всяких сомнений была одной из самых великих женщин в истории Аргентины.

Их встреча состоялась в январе 1944 года. Тогда, после разрушительного землетрясения в городе Сан Хуан, куда приехали все представители аргентинского высшего общества, 49-летний полковник Хуан Доминго Перон влюбился в 25-летнюю актрису. Эвита попросила представить ее блестящему офицеру. После того как они пожали друг другу руки, Перон навсегда остался в ее власти.

Позднее в автобиографической книге "Смысл моей жизни" она, обращаясь к Перону, напишет: "Если, как вы говорите, дело народа - ваше собственное дело, то, какими бы великими ни были жертвы, я никогда вас не покину, до тех пор, пока не умру".

8 мая 1945 года капитулировала нацистская Германия. В августе 1945 года военные вынуждены были отменить чрезвычайное положение, а в сентябре в Буэнос-Айресе прошла полумиллионная демонстрация с требованиями соблюдения прав человека и демократических свобод. В среде военных наметились разногласия. По стране прокатилась волна арестов. В такой обстановке полковник Перон решил действовать. Выступая по радио, он призвал рабочих к "решительным действиям", за что был арестован по обвинению в призыве к общественным беспорядкам.

Когда на Перона надевали наручники, его возлюбленная актриса Эва Дуарте свирепо дралась с солдатами, выкрикивая ругательства и проклятия. Сам полковник сопротивления не оказывал. Эвита же с помощью профсоюзов организовала многотысячный митинг в поддержку Перона. Двое суток продолжались беспорядки на улицах Буэнос-Айреса. Власти сдались. Полковник Перон вышел на свободу. Теперь у него был ореол "мученика" и блестящие шансы занять первый пост в государстве.

4 июня 1946 года он избирается 29-м президентом Аргентины. Через день после вступления в должность Перон устанавливает дипломатические отношения с СССР. Внешняя политика ориентируется на расширение влияния Аргентины на Американском континенте.

Вторая мировая война обогатила страну. Аргентинский бизнес процветает, а в банках накопились огромные суммы денег. Президент Хуан Перон убеждает общество в скором и полном процветании страны.

Аргентинское правительство, не дожидаясь окончания срока концессии, которое истекало в ближайшие месяцы, выкупает у англичан железные дороги и телефон. Проводится национализация Центрального банка. Принимается первый план пятилетнего экономического развития, согласно которому был построен ряд государственных предприятий, шоссейных дорог. Перон начинает проводить протекционистскую политику в отношении национального капитала, а также колонизацию пустующих земель.

Чтобы привлечь на свою сторону рабочий класс, Перон повышает им заработную плату, вводит всеобщее пенсионное обеспечение, запрещает детский труд, открывает дома отдыха для рабочих. В своих речах президент постоянно подчеркивает значение рабочего класса для Аргентины, параллельно он берет под свой полный контроль Всеобщую конфедерацию труда (ВКТ), которая насчитывала в своих рядах 3 миллиона человек. Профсоюзы, которые не пошли в услужение к диктаторскому режиму, были ликвидированы. В частности, такая участь постигла профсоюзы обувщиков и текстильщиков.

Однако Перон прекрасно понимает, что без организации единомышленников ему вряд ли удастся осуществить великие преобразования в стране.

В 1947 году президент Аргентины по примеру Муссолини создает Хустисиалистскую (Перонистскую) партию, название которой происходит от испанского слова justicia - "справедливость". Собственно говоря, Хустисиалистская партия задумывалась, скорее, не как партия, а как широкое движение, представляющее интересы всего народа. В нее были включены Всеобщая конфедерация трудящихся (ВКТ), а также женские и молодежные организации.

Официальной государственной идеологией становится перонизм, - некая аргентинская модель социализма на основе идей справедливости.

Перон обещает найти средний путь между коммунизмом и капитализмом, который позволит увеличить и расширить промышленное производство, улучшить систему образования и социального обеспечения, повысить значение государства во всех областях жизни общества и экономики.

Главную силу движения перонистов составляют городские рабочие и переселенцы из обнищавших деревень, которые в поисках работы наполнили аргентинские города, в первую очередь Буэнос-Айрес.

Именно на этих "дескамисадос" (безрубашечников) Хуан Перон и его жена Эва делают ставку в борьбе с оппозицией.

Партийная идеология сводится к представлению о том, что буржуазный демократизм, выражавшийся в борьбе за голоса избирателей нескольких политических партий, отжил свое, а интересы различных слоев общества должны больше не противоречить друг другу, а гармонично сосуществовать.

Такая предельно оптимистическая идеология в сочетании с популистскими обещаниями "манны небесной" и обаянием самой личности Перона и его супруги породила эпоху невиданного народного энтузиазма.

Венцом всей деятельности Перона стала принятая в марте 1949 года новая Конституция, пришедшая на смену либеральной конституции, просуществовавшей почти 100 лет. Согласно новой конституции, роль президента страны существенно возрастала. Полномочия главы государства расширяются до диктаторских масштабов. Он получает неограниченное право переизбрания на должность, право на приостановление действия Конституции и объявление незаконной деятельности оппозиционных партий и организаций.

Естественно, оседлав популистскую волну, Перон должен был проводить соответствующую экономическую политику, отвечавшую народным чаяниям. Он дает профсоюзам право на заключение с работодателями коллективных договоров, включает в конституцию страны трудовое законодательство. Вождь аргентинского народа провозглашает экономическую политику с опорой на собственные силы и проводит индустриализацию страны.

Перон, в отличие от советских руководителей, не стал полностью ликвидировать рыночные отношения. Он их поставил под жесткий государственный контроль, диктуя свои правила игры.

Находясь на самой верхушке аргентинской пирамиды власти, Перон не забывает о накоплении личных богатств. Особое место занимает личный фонд Эвы Перрон, позже названный "крупнейшим в истории взяточным фондом". Деньги в фонд изымались у бизнесменов и землевладельцев. На эти деньги проводились широко разрекламированные благотворительные акции и кампании. По оценкам экспертов, через фонд чета Перона присвоила себе приблизительно $100 миллионов.

Однако политика индустриализации страны постепенно приводит к ослаблению сельскохозяйственного сектора, который всегда занимал ведущее место в аргентинской экономике. Популистские меры, такие, например, как увеличение заработной платы сельскохозяйственным рабочим, замораживание договоров об аренде земли, регулирование цен на продовольствие приводят к снижению рентабельности сельского хозяйства и падению производства. Производство зерна падает почти на 30%, в животноводстве наступает застой. Объем внешней торговли резко снижается.

Промышленное производство постигает такая же участь. Индустриальный сектор не выдерживает конкуренции с европейскими и американскими компаниями и переориентируется на производство товаров преимущественно для внутреннего потребления, а не на экспорт.

Громадный вред аргентинскому бизнесу наносит созданная к этому времени мощнейшая система государственного рэкета. В Аргентине сложилась практика, когда правительственные чиновники разъезжали по фабрикам, цехам, строительным площадкам страны для сбора "добровольных взносов" в различные социальные фонды. Предприятия, которые по тем или иным причинам не перечислявшие средства, закрывались под различными предлогами.

Начиная с 1949 года, экономика Аргентины начинает топтаться на месте. Инфляция и рост цен резко ухудшают положение народных масс. По стране прокатилась волна забастовок. Ответом властей стали введение военного положения на железных дорогах, а также проведение арестов и увольнений.

В условиях надвигающегося экономического коллапса Перон выдвигает лозунг "строгой экономии". Для спасения экономики он меняет свое враждебное отношение к иностранным инвестициям и предлагает американским и западноевропейским международным корпорациям вкладывать средства в развитие аргентинской промышленности.

Однако принятые меры явно запаздывают.

В сентябре 1955 произошел военный переворот, в результате которого Перон был свергнут, и бежал в Испанию. В 1973 году он вновь возвращается к власти, но не надолго. Через год Перон умер.

До сих пор, спустя 32 года после смерти Перона, который трижды избирался на пост главы государства, отношение к нему в аргентинском обществе неоднозначно.

Одни его считают национальным героем, другие - врагом. Однако все признают, что, несмотря на свои диктаторские замашки, он был по-настоящему авторитарным лидером, опиравшимся на любовь и даже поклонение народных масс. Ни один государственный деятель Аргентины ни до, ни после него не имел в народе такого величайшего авторитета, которым пользовался генерал Хуан Доминго Перон.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала