Николай Хорунжий, РИА-Новости
6 октября 1986 г. в Атлантике в Саргассовом море затонул советский атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «К-219». Одна из гипотез его гибели - столкновение с американской АПЛ «Аугуста». Несмотря на начало перестройки и «политику нового мышления» столкновение стало возможным из-за приближения зоны патрулирования советских подлодок к территории США. Эта мера была ответом СССР на размещение в Европе американских ракет средней дальности, обладавших подлетным временем в 15-20 минут до территории Советского Союза.
Напоминание о временах «холодной войны» необходимо. Сегодня мало кто помнит о массовых протестах в Европе против размещения там американских «Першингов». А ведь и тогда было ясно, что ракеты «притягивают» ракеты, и каждая такая новая база, угрожающая СССР, попадет в список целей соответствующих советских ракет.
Сейчас на наших глазах возникает новый ракетный кризис.
Как сообщил глава американского Агентства по ПРО Генри Оберинг, позиция Белого дома заключается в том, что защищать от ракетного нападения следует не только территорию США, но и американские войска за рубежом, а также союзников. Пока в распоряжении Пентагона находятся две базы, на которых расположены 10 противоракет - на Аляске и в Калифорнии. Официальной причиной размещения называется угроза ракетного удара по Европе и США со стороны Ирана. В Восточной Европе планируется разместить 10 ракет-перехватчиков дальнего радиуса действия.
Версия США о защите от Ирана на польско-белорусской границе не выдерживает критики. Ведь иранские ракеты Шахаб-3 дальностью 3,5 тыс. км. могут достичь только Европы, но никак не США. Наиболее же короткий и прямой путь от Ирана в Европу лежит через Кавказ, Черное море и Украину, а не через Россию.
Американская сторона заверяет, что создаваемая ПРО США вместе с ее зарубежными базами не направлена против России. Однако Россия до сих пор не получила ответ на вопрос, каким образом будет обеспечена и гарантирована такая «ненаправленность». «Пока такого ответа нет, - заявляет МИД РФ, - российская сторона не может не принимать во внимание возможную угрозу безопасности России».
Еще в апреле этого года министр иностранных дел России Лавров высказал обеспокоенность перспективой появления аналогичных военных объектов альянса в Болгарии и Румынии главнокомандующему силами Североатлантического блока в Европе американскому генералу Джеймсу Джонсу, посетившему Москву.
"По нашему глубокому убеждению, реализация планов США может привести к размещению близ границ России систем, способных нарушить существующее равновесие между российскими и американскими стратегическими средствами доставки оружия, - пояснил начальник Генерального штаба ВС РФ Балуевский в статье, опубликованной на днях в польской газете "Дзенник".
Уверения американской стороны в том, что эти системы не направлены против России или Китая, радикально расходятся с практическими шагами, предпринимаемыми в этой области".
«Если противоракетные планы США в той или иной мере будут реализованы, это повлечет за собой изменение существующего между США и Россией соотношения стратегических наступательных потенциалов, что может потребовать коррекции российской позиции в вопросе сокращения этого рода вооружений», - цитирует Балуевского ИТАР-ТАСС.
Практика размещения американских военных баз за рубежами США показывает, что вокруг района размещения противоракет потребуется создание солидной военной инфраструктуры, которая окончательно развалит Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), дышаший на ладан с тех пор, как страны Прибалтики, вступив в НАТО, не вступили в этот Договор.
Во-первых, европейский район американской ПРО будет нуждаться в прикрытии с воздуха, по крайней мере от действий террористов. В связи с этим станет возможным продвижение авиации НАТО к границам российского союзника - Белоруссии. Во-вторых, район восточноевропейского ПРО будет нуждаться в радиолокационном обеспечении. Сами РЛС тоже должны будут тщательно охраняться.
По мнению заместителя начальника Главного управления международного военного сотрудничества генерал-лейтенанта Бужинского «Европейский сегмент "обрастет" новыми объектами, необходимость создания которых будет обоснована объективными условиями функционирования системы ПРО. Для обеспечения обороны этих объектов появится необходимость в присутствии иных сил и средств: флота, противовоздушной обороны, авиации, наземных формирований».
Кроме этого, появится возможность использования военного объекта для иных целей. Например, при необходимости, после незначительных доработок, в шахтных пусковых установках можно будет установить ударные ракеты. Такие планы не могут оставить равнодушными ни Россию, ни ее союзников по ОДКБ, в частности - Белоруссию.
Интересно, что согласованное решение НАТО о масштабах и архитектуре системы ПРО до настоящего времени не принято, поэтому структуры альянса не получат систему, интегрированную в командную сеть Североатлантического договора. При этом декларируется, что американская противоракетная оборона в Европе будет защищать страны НАТО, а это значит, что НАТО должно будет хотя бы частично оплачивать расходы на поддержание инфраструктуры ПРО. То есть НАТО будет нести расходы и одновременно сможет получить на головы жителей стран, где размещены базы американских ПРО, дождь из осколков как перехваченных баллистических ракет, так и ракет-перехватчиков, а решения по запуску противоракет будут приниматься за тысячи километров от Европы.
Позиция самих европейцев до недавнего времени состояла в том, что надо создавать не систему ПРО с ракетами-перехватчиками дальнего радиуса действия, а модернизировать уже имеющиеся в Европе системы ПВО, обладающие потенциалом перехвата баллистических ракет.
В этой связи не исключалось совместное использование комплексов российского и западного производства для защиты группировок войск при проведении миротворческих операций, что было зафиксировано в Декларации о новых отношениях России и НАТО, принятой в 2002 году в Риме.
По поводу реконфигурации военного присутствия США в Европе в целом и, в частности, развертывания здесь третьего, после США и Дальнего Востока, передового района американской ПРО министр иностранных дел Лавров заявил 5 октября в Варшаве по результатам переговоров с министром иностранных дел Польши Фотыгой: «Не будем забывать, что и в рамках НАТО обсуждается вопрос о создании натовской системы ПРО. Все это, конечно, выводит тему реконфигурации в контекст стратегической стабильности. Я сообщил г-же министру, что мы заинтересованы, чтобы эти процессы были траспарентны и понятны для нас. Мы, конечно, будем их учитывать при планировании собственных шагов в контексте обеспечения стратегической стабильности в мире и национальной безопасности России».
В конце августа министр обороны Иванов в ответ на предложение своего американского коллеги для борьбы с террористами заменить ядерные боеголовки на стратегических ракетах на высокоточные ответил контрпредложением подумать о выходе из Договора по ракетам средней дальности. А бывший главком ВВС Анатолий Корнуков среди мест возможной дислокации зенитно-ракетного комплекса С-400 дальностью действия до 400 км. назвал Калининград.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции