Рейтинг@Mail.ru
Интервью министра финансов РФ Алексея Кудрина - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью министра финансов РФ Алексея Кудрина

Читать ria.ru в
Дзен

Минфин завершает подготовку предложений о создании Фонда будущих поколений. О концептуальных идеях фонда, об использовании в РФ опыта Китая в создании особых экономических зон и планировании экономики, а также о том, почему портфельные инвестиции в РФ растут огромными темпами, РИА Новости рассказал министр финансов РФ Алексей Кудрин.

- Алексей Леонидович, к ноябрю Минфин собирается подготовить предложения по созданию Фонда будущих поколений. Предполагается, что фонд будет создан на основе стабилизационного фонда. Не могли бы Вы рассказать о предложениях Минфина?

- Концептуальные предложения будут подготовлены к 1 ноября. А уже законодательно- нормативные предложения потребуют на разработку еще около двух месяцев. Такие предложения будут совмещены с рассмотрением Бюджетного кодекса (проекта новой редакции БК РФ - прим ред.) этой зимой в декабре или, скорее даже, - в январе-феврале следующего года. Говорить о сути предложений чуть-чуть рано, но часть из них уже изложена. Я бы назвал три концептуальных момента по поводу создания фонда будущих поколений. Первая мысль фонда будущих поколений - сбережение части доходов от невозобновляемых ресурсов нынешним поколением для того, чтобы использовать эти доходы, когда ресурсы будут исчерпаны. Нужно учитывать объемы запасов и скорость исчерпаемости ресурсов, прогнозируемый спрос на мировых рынках и цену на эти ресурсы в долгосрочной перспективе. Возможно, ресурсы не исчерпаются через 20-30 лет, но не исключено, что  они будут менее востребованными и цена на них будет такая низкая, что не позволит жить на этот доход. Вторая концептуальная мысль - как распределить во времени эти ресурсы: равномерно или неравномерно, нужно ли в этом процессе сбережений тратить меньше сейчас, а тратить больше потом или наоборот -  нужно потратить все поступающие доходы на развитие тех видов производств, которые в будущем будут приносить доход. Теоретически эта идея привлекательна, но практически ее никто пока не смог обсчитать. Третья мысль - нужно определить, какие цели у этих будущих расходов - это общие цели на поддержание уровня государственных расходов или мы могли бы эти деньги начать тратить на какие-то особые цели. К особым целям можно отнести Пенсионный фонд, потому что у нас будет проблема с дефицитом ПФР, или, например, инвестиции в инфраструктуру. Или на то и другое, или этих целей может быть больше. На эти все вопросы нам нужно ответить. Сейчас мы ведем консультации с Минэкономразвития, Центральным банком, Минприроды, Минпромэнерго.

- В ходе рабочей поездки по Китаю Вы отметили необходимость изучать опыт КНР по сдерживанию инфляции и курса национальной валюты. Как это могло бы быть в России?

- Прежде всего, Китай отличается жесткой денежно-кредитной политикой - это фундамент макроэкономической стабильности в Китае. Это означает, что инфляция не превышает 2%, а курс юаня укрепляется очень незначительно - около 2% в год. Такие стабильные условия являются очень хорошим ориентиром для бизнеса - это позволяет иметь очень низкую процентную ставку на рынке для кредитования экономики.

- Возможно, Китаю просто легче добиваться этих показателей, чем России?

- Нет, Китай находится в более сложном положении, чем Россия, но добивается лучших показателей. Например, золотовалютные резервы Китая выросли за 2004 год на $206 миллиардов, за 2005 - на $209 миллиардов. Это означает, что денежное предложение в юанях выросло очень сильно. В этой связи Центробанк за 2,5 года был вынужден скупить на рынке порядка $350 миллиардов в юанях и тем самым добиться необходимого количества денег в экономике, чтобы уменьшить инфляцию и обеспечить стабильный курс. Причем Китай находится в условиях, когда нет такого вида дохода, как поступления от нефти, когда можно просто увеличить налог на добычу и экспорт нефти и тем самым стерилизовать избыточную денежную массу. Китай вынужден проводить такую стерилизацию путем размещения бумаг. Но с учетом того, что инфляция низкая, стоимость этих заимствований на рынке очень низкая - 2%. Если Россия вынуждена была бы проводить заимствования по такому методу, ей пришлось бы платить 7%.

- Что же можно делать у нас? Стабфонд для "нефтедолларов" у нас уже есть.

- У нас очень большие резервы, чтобы так же, как в Китае, планировать нашу экономику. Нужно больше проводить увеличение сбережений в стабилизационном фонде и темпы прироста расходов должны соответствовать темпам роста нашей экономики.

- Вы посетили в Сучжоу технопарк, который, занимая не более 4% от территории всей страны и при населении в 500 тысяч человек, обеспечивает 3% внешнеторгового оборота Китая. Можно ли технопарки Китая сравнивать с особыми экономическими зонами России?

- Промышленные парки являются одним из видов технико-внедренческих зон, они ориентированы на внедрение высоких технологий. В России зоны вводятся примерно по тем же технологиям. Главное  и это на первом месте - создание инфраструктуры, низкие административные барьеры - короткий срок рассмотрения заявки и выдачи всех необходимых документов: в Китае количество таких процедур снижено до менее чем десяти. И третье - это льготы. Льгота только одна - по налогу на прибыль. Для меня также встал вопрос - как могут сосуществовать товары, которые произведены в одной и той же стране - одни в зоне, а другие вне зоны. По сути, это нарушение конкуренции. В Китае это противоречие было, но несущественно. Дело в том, что технопарки специализируются в основном на высокотехнологичной продукции, и внутренний рынок был не готов потреблять эту продукцию. Таким образом, большая часть этой продукции уходила на экспорт. Так что большой серьезной проблемы конкуренции они не создали.

- А в России?

- В России такая проблема более острая. Если мы начнем  в России в технико-внедренческих зонах создавать конкурентов нашим предприятиям в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде или Зеленограде, мы сразу почувствуем эту проблему. Нельзя опыт таких зон переносить без изменений. Еще один важный момент - зоны существуют в Китае около 28 лет, а наибольший эффект они дали в последние лет пятнадцать. То есть в какой-то момент государство больше вкладывает, чем получает. Нам тоже придется два-четыре года в основном делать вклады, первую отдачу получим за пределами четырех лет. А реальная отдача будет только лет через десять.

- В Китае Вы также обнародовали данные, согласно которым объем портфельных инвестиций  в РФ за 9 месяцев текущего года в 9 раз превысил общий объем портфельных инвестиций за весь прошлый год. С чем это связано, как Вы думаете?

- Это связано с конвертируемостью рубля. Наша экономика стала более привлекательна, в том числе и для портфельных инвестиций, которые когда экономика хорошо развивается, быстро приходят, а когда плохо развивается - быстро уходят. Это, конечно, может быть связано и с конъюнктурой на мировых рынках, когда часть мировых капиталов будет получать временное убежище в России - когда у нас ситуация как минимум стабильна, а в других странах ухудшается.

- Каковы перспективы портфельных инвестиций?

- Если курс не станет в ближайшее время более стабильным, то количество капиталов, которые будут прибегать на короткое время, может быть большим. Потому что пока курс рубля увеличивается, в него выгодно вкладывать. Как только курс начинает снижаться, капитал "убегает" из страны. Такое "бегство" создает риски для нашей экономики.

- Если можно, последний вопрос, тоже по перспективам. На этот раз - бюджета 2008 года. Известно, что в конце 2007 года пройдут выборы депутатов. Не планируете ли Вы в этой связи заблаговременно внести в Госдуму проект - весной следующего года?

- Такой сценарий есть, но пока не решено, какой лучше. Сейчас мы ведем переговоры с Госдумой и с Администрацией президента.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала